Религиозные верования в Адыгее

Современные адыги, как проживающие на Кавказе, так и представители зарубежных адыгских диаспор, проживающие в различных странах Ближнего Востока и Европы,  в основном, являются мусульманами.  Однако путь к исламу у адыгов был довольно сложным, а принятие ислама адыгами до сих пор неоднозначно воспринимается даже в самом адыгейском обществе. Ужасающие последствия кавказской войны и последующего изгнания адыгов со своей исторической родины заставляют народное сознание вновь и вновь задумываться о правильности выбора, сделанного когда-то нашими предками.

Тем не менее, именно ислам, по моему глубокому убеждению, помог адыгам пережить тяжелые времена и сохранить свою национальную идентичность, не подвергнуться ассимиляции, ставшей неизбежной практически для всех христианизированных народов Российской империи.

Однако и доисламская история религиозных верований адыгов важна для понимания национальных особенностей адыгского народа, так как является неотъемлемой частью адыгской культуры. На данной странице собраны некоторые сведения об основных этапах развития религиозных верований адыгов, собранные по материалам тематических интернект-ресурсов.

Альберт Ливельман

Язычество у адыгов

Адыги - один из коренных народов Северного Кавказа. История адыгейцев известна с давней эпохи до наших дней. Разговаривают они на своём родном языке. Живут они в основном в центре и на западе северного Кавказа. На западе их называют "жиржассиен", а их земли "жиржассия". В архивах османской империи они упоминаются вместе с другими Северо-Кавказскими народами как черкесы или черакесы. Арабы называют их шеркес или шеракес.

В основном выделяются три религии: язычество, Христианство и Ислам. Первую языческую религию можно росмратривать под тремя группами: 1-вера, 2 культ, служение, 3-мораль. По мимо этих групп важную часть занимали колдовство, талисманы, гадание и.т.п. а также имели места суеверии о святости гор, деревьев и.т.д..

Бог Тха

Несомненно , главное место во всех языческих религиях Адыгейцев занимал великий бог. Они называли его Тха. По представлениям Адыгейцев бог Тха создал вселенную, в его руках находятся судьбы всего живого. Они предписывали ему следующие атрибуты: милостивый, милосердный, всепрощающий, дающий здоровье и судящий. Эти атрибуты носят оттенок единобожья. Но следует отметить, что Адыгейцы параллельно верили в существование и других более мелких богов. То есть, богов второй степени например как бог молнии "шибле", которого Тха поставил для воспитания людей. В религии Адыгейцев занимали места и другие боги кроме этих двух. Адыгейцы также верили в рай, ад, существование души, ангелов, сатану, джиннов и рождение после смерти.

Идолы Адыгейцев

Важную часть в языческой религии Адыгейцев занимал культ. Обряд их был похож на танец, который сопровождался музыкой. Своим танцем исполнители изображали разных богов. Всё это проходило на местах поклонения, которых называли "святые поляны (рощи)". Управлял обрядом тамада.
В старой Адыгейской религии имеются, как и в других религиях, - ураза, молитва и.т.д. Особенно, большое значение придавалось рождению и смерти. Обряды рождения и погребения являлись одними из самых главных обрядов религии.
Существует гипотеза, утверждающая, что в основе языческой религии Адыгейцев лежало единобожье. Потому что не смотря на возраст религии, наблюдается превосходство бога Тха над всеми другими богами. Данная гипотеза утверждает, что вначале Адыгейцы поклонялись одному богу, но со временем в результате новшеств, вошедших в религию, Адыгейцы стали многобожниками.
Следует отметить, что тоже самое наблюдается и во многих других языческих религиях.

Вы Абыгеба?

Адыгейцы придают особое значение воспитанию человека. Понятие Адыгеец и человечность (культурный человек) воспринимается ими как одно и тоже. Если кто ведёт себя не подобающим образом или не оказывает должного уважения его спрашивают: "Вы Абыгеба?", что означает "ты разве не Адыгеец". Все принципы морали, поведения в обществе, самовоспитания заключены в устном собрании законов или говоря по другому в "кхабзе". Кхабзе считается святым, нарушивший его наказывается советом тамадов.

(Цитировано по www.adygi.ru )

 

Христианство в Адыгее и его пережитки

Не только греческое духовенство орудовало на Западном Кавказе. Миссионерская деятельность представителей римского папства являлась немаловажным орудием в руках европейских колонизаторов. В начале XIII века. были основаны ордены францисканцев и доминиканцев, главным образом для миссионерских целей. Эти ордены сделались главным рычагом деятельности римского миссионерства вплоть до XVI века, когда их сменили иезуиты.

Итальянские колонии XIII—XV вв. сделались опорой римского миссионерства среди народов Причерноморья. В начале XIV века доминиканские проповедники появились в Крыму. В 1320 году папа Иоанн XXII открыл в Каффе епископскую кафедру. С 1439 года адыги имели уже одного католического архиепископа, пребывавшего в Матреге (Тамани), и двух епископов.

Агрессивная и исключительно бесцеремонная деятельность, представителей римской церкви в Причерноморье вызывала недовольство даже генуэзских колониальных властей. Из неоднократных донесений чиновников Каффы видно, что вмешательство епископа в дела греков, армян и других народов Причерноморья доводило население до отчаяния.

Представители римской церкви всячески ограничивали иноверцев в их гражданских и духовных правах. Такая политика не могла противостоять греко-византийскому влиянию в Крыму и на Западном Кавказе, и вопреки всем стараниям адыги оставались под влиянием греческой религии, тесно переплетавшейся с народными верованиями. Распространение греко-византийской веры на Западном Кавказе было прервано захватом черноморских колоний Италии в последней четверти XV века турками и татарами.

Исчезновению христианства на Западном Кавказе способствовал ряд причин. Из внешних следует отметить постепенное ослабление, а затем окончательное падение Византии в 1453 году; ослабление и политическую раздробленность Грузии после ее временного расцвета при Багратидах, наконец усиление Турции и се вассала — Крымского ханства. С 1717 года крымские ханы начали огнем и мечом распространять па Западном Кавказе ислам. Имевшиеся там церкви были разрушены, а духовенство истреблено. В целом надо признать, что христианство никогда не было единственной религией у адыгов. Продолжали преобладать народные дохристианские верования.

Оценивая роль христианства греко-византийского толка в истории адыгов, следует отметить, что оно сыграло объективно-прогрессивную роль, особенно в сближении с такими передовыми странами, как Византия, Грузия и Киевская Русь, а также усилении феодальных элементов в Адыгее.

Из внутренних причин падения христианства на Западном Кавказе следует отметить в первую очередь недостаточную развитость общественных отношений. Известно, что христианство, как религиозная надстройка, соответствует развитому феодальному обществу.

Из других причин наиболее важной было отсутствие письменности у адыгов, а следовательно, и невозможность перевода богослужебных книг. Церковная служба совершалась на греческом языке, непонятном для большинства.

Под влиянием христианства святые греческие церкви, во главе с Георгием, под разными местными названиями наполняли ряды пантеона адыгейских божеств и народных героев. Однако старые воззрения от этого мало изменились, приняв лишь внешнюю христианскую окраску.

По народным преданиям, от греческих священников и епископов произошли некоторые дворянские роды в Адыгее.

Следы христианства у адыгов ясно видны в некоторых празднествах и постах, соблюдавшихся до сравнительно недавнего времени.
Даже в XIX веке, несмотря на усилившееся влияние ислама, христианство продолжало еще пережиточное бытовать в виде различных обрядов и постов, потерявших свой первоначальный смысл.

Культ крестов («къащ», «джор») является ярким доказательством былого распространения христианства у адыгов. Этот культ тесно переплетался с магией.

Название дней недели доказывает, что адыги когда то были христианами. Например, воскресенье называлось у них «тхьаумаф», т.е. «светлый бог» и в этот день воздерживались от работы. Название среды («бэрэскэжъый») и пятницы («бэрэскэшхуэ», «берэскэшху», «бэрчэшху»), как полагают, связаны с памятью о культе Параскевы. Празднование дня нового года («илъэс»), пасхи («утIыжь»), соблюдение мясопуста («лыумышх»), сыропуста («къуаяшта») и т. п. также говорит о распространении у адыгов христианства.

С XIII века адыгейские племена начали складываться в народность. Этот процесс шел мучительно замедленным темпом. В период с XIII по первую половину XVI века, а также много позже, в Адыгее наблюдаются раннефеодальные отношения. Развитие Адыгеи шло неравномерно. Но, очевидно, в то время не было значительных различий между отдельными группами племен. Патриархальные элементы еще густой сетью опутывали все общественные отношения адыгов. Однако социальное 'расслоение и эксплуатация были уже налицо, следовательно, уже имела место классовая борьба, хотя и л самых ранних своих формах.

Источники освещают борьбу адыгов против генуэзского гнета, получившую довольно широкий размах. К событиям внешней истории Адыгеи XIII—первой половины XVI вв. откосится колониальная экспансия Генуи и агрессия Золотой орды.

С конца XV века намечается начало нового этапа в международном положении Адыгеи. Прекращают свое существование византийская империя и генуэзские колонии на Черном море. Победа феодальной Турции и возвышение Крымского ханства создают серьезную угрозу для самобытного существования Адыгеи.

С середины XVI века границы русского государства вплотную подошли к Предкавказью. В связи с образованием русского централизованного государства и укреплением его мощи создается новая международная ситуация на Кавказе.

(Цитировано по www.adygi.ru )

 

Распространение Ислама

После краткого описания языческих обычаев, можно рассмотреть распространение Ислама на Кавказе. До прихода Ислама на северный Кавказ, анализируя историю, мы видим следы Христианства. Но как показывают результаты исследования, Христианство не имело большого влияния на северном Кавказе.
Сегодня, все народы северного Кавказа исповедуют Ислам, кроме части Абхазцев, Осетин и Кабардинцев живущих в Моздоке. Кавказские диаспоры во всём мире, за исключением Басков которые живут в Испании, являются мусульманами. Христианская религия кавказскому типу людей не подходит.

Ислам пришёл на Кавказ во время праведного халифа Омара. После завоевания мусульманами Ирана, Ислам начал распространятся в Дагестане. На побережьях Каспийского моря, Ислам нашёл тёплую встречу, то есть живущие там народы приняли ислам добровольно. В этот период приблизительно 7 век по хиджре, Ислам приняли Дагестанцы, Чеченцы и народы живущие в центре северного Кавказа. Последующих годах, люди толпами начали принимать Ислам. На северном Кавказе в основном развито два мазхаба (учения, толкование): учения Имама Шафии и учения Имама Ханафи. Так же развит Тарикат (направление), который на Кавказе называют мюридизмом. Тарикат играл важнейшую в распространении Ислама на Кавказе и войне против русских оккупантов. В западной части северного Кавказа Ислам начал распространятся позднее. Начало пропаганды Ислама в этой части Кавказа, в 13 веке было положено Османской империей и Крымом, и закончено в 18 веке. В Исламизации заподной части северного Кавказа важную роль занимает Мухаммед-Эмин, который был наибом Имама Шамиля.

На северном Кавказе где в месте живут десятки народов, Ислам оказал положительное влияние. Например:

1) Люди приняли Ислам, оставив старую религию, которая состояла из смеси Христианства и многобожия.

2) Ислам объединил под мусульманским братством многочисленные народы Кавказа.

3) С распространением Ислама на Кавказе мусульмане всего мира стали обладателями очень важной территории  с геополитической и стратегической точки зрения.

4) Ислам дал силу кавказцам, воюющим уже несколько столетий против русской оккупации, так же стал преградой русским на пути к берегам тёплых морей. Таким образом приняв Ислам, Кавказ стал опорой Исламского мира на северных границах

(Цитировано по www.adygi.ru )

Возможности Ислама для современного российского общества

Я думаю, что ислам может помочь решить многие из современных проблем российского общества. Основное положение Ислама составляет утверждение, что нет божества, кроме Аллаха, единственного Бога, у которого нет сотоварищей. Из этого следует, что настоящий мусульманин не должен поклоняться никому и ничему, кроме Всевышнего Аллаха, милостивого и милосердного.

Универсальность принципа монотеизма (единобожия) способствует формированию целостного восприятия человеком самого себя и своего места в окружающем мире, что гарантирует человеку ощущение  стабильности и истинной свободы. Сама по себе свобода без целостного представления о мире не гарантирует стабильности, ибо человек не может контролировать все происходящее с ним, и только в религии можно получить уверенность в том, что внешний мир, персонифицированный посредством Единого Бога Аллаха, доброжелательно расположен по отношению к человеку. Именно в этом, на мой взгляд, и заключается основная ценность Священного Корана.

Человек наделен от природы свободой воли, из-за чего подвергается различным страстям, которые постоянно отвлекают человека от прямого пути, толкая его на безответственные авантюры, наносящие ему самому, в конце концов, вред. Это называется в теории монотеизма проделками дьявола (или Сатаны). А поскольку практическая борьба между этими силами, между разумом и инстинктами, происходит внутри самого человека, то от этого факта не могут уйти даже нетеистические философии, вроде неофрейдизма Эриха Фромма или теории коммунизма Маркса и Ленина.

В свете вышесказанного, вопреки распространенному в российском обществе мнению, очевидно, что Ислам не представляет какую бы то ни было угрозу свободе человека, а напротив, способствует ей. В исламе все люди равны перед Аллахом, а поэтому исламские духовные лидеры не обладают какими-либо особыми полномочиями и не являются в отличие от христианских священников, посредниками между человеком и Аллахом. В частности, чтобы принять ислам, достаточно произнести шахаду публично, в присутствие хотя бы двух свидетелей-мусульман. Нет единой структуры, которая может выступать от имени всех мусульман, а значит, никто и не может лишить человека права исповедовать ислам, как христиане, например, могут отлучить человека от церкви.

Что касается демократии как способа обновления политических элит, то она ни в коей мере не противоречит исламу, а степень развития демократии определяется не религией жителей той или иной страны, а уровнем ее экономического развития. Например, в Малайзии регулярно проходят выборы и к власти приходят разные партии, сменяющие друг друга, что не мешает Малайзии оставаться исламской страной. Уровень демократии там, я думаю, не меньший, чем в сегодняшней России. Да, в отдельных странах, вроде Пакистана, правят диктаторские режимы под исламскими знаменами, но в данном случае это определяется неграмотностью большинства населения и низким уровнем экономического развития страны. Кстати, в этих странах властные элиты стремятся не допустить развития именно исламских ценностей, так как это создало бы угрозу существованию их режимов. Это также характерно и для многих других стран, в том числе, России. Например, на российском телевидении круглосуточно демонстрируется пропаганда кровавого насилия, крайне легкого отношения к жизни, случайных половых связей в пивном похмелье. В то же время нет ни одной программы, рассчитанной на повышение или сохранение высокого нравственного уровня. Цель такого телевидения – окончательно отключить людей от осознания и критического анализа происходящего, делая его полностью зависимым от своих низменных страстей, которым легко управлять в интересах рекламных компаний. Можно ли назвать такое состояние свободой? Думаю, ответ на этот вопрос очевиден, ибо истинная свобода немыслима без понимания сути происходящих процессов, в противном случае, от свободы остается лишь ее иллюзия. Другими словами,  нельзя воспользоваться свободой выбора без полноценного доступа к информации об объектах выбора. А так как основную угрозу такому вульгарному толкованию свободы могут составить как раз соблюдающие мусульмане, то широко поддерживается и раскручивается слепая исламофобия. Да, понимаю, осознание того, что есть люди, не сломленные интенсивным разлагающим воздействием современной рекламы, сохранившие несмотря ни на что целостность личности и позитивное мировоззрение, вызывает искреннюю зависть. А так как несмотря на все это, люди продолжают испытывать потребность в религии, это приводит к росту различных экзотических верований.

Что касается прав женщин в Исламе, то Ислам просто считается с тем фактом, что мужчина и женщина физиологически различаются. Это очевидный факт, хотя на Западе об этом почему-то предпочитают забыть. Мужчина и женщина созданы Аллахом (или Природой) для исполнения различных функций в этом мире. А коль скоро это так, то и общественный статус мужчин и женщин должен быть разным. Для мусульманина женщина – это сокровище, к которому нужно очень бережно относиться. Многим европейским (в том числе, российским) женщинам весьма интересна такая точка зрения. Ошибочность победившего в современных западных странах феминистского подхода становится сегодня все более очевидной, так как институт семьи практически разрушен, люди утрачивают интерес к семье вообще. То же самое происходит и в России, где многие семьи существуют в основном как бытовые кооперативы. Но научно-технический прогресс делает ведение домашнее хозяйство техническим процессом с компьютерным управлением, перечеркивая разделение домашних дел по половому признаку. Кроме того, возникающее из-за убеждения супругов в равноправии полов соперничество между ними провоцирует социальный конфликт, который ускоряет процесс распада семьи.

Относительно опиума для народа, Ленин, скорее всего, имел в виду христианство, и прочие культы, создающие особую привилегированную  касту священников, наделенных  особыми полномочиями в отношении человека и Бога. То же самое можно сказать и сегодня в отношении Русской православной церкви, которая снова превратилась в коммерческую организацию, оказывающую всем желающим услугу прощения грехов. Все эти атрибуты были присущи Коммунистической партии Советского Союза в период ее нахождения у власти. В то же время, Ислам не допускает никакого посредничества между человеком и Богом. Каждый мусульманин должен обращаться к Аллаху напрямую, и только Аллах способен простить человеку его грехи. Именно это и есть истинная свобода – свободно думать и не отказываться от этого права в угоду коммерческим интересам руководителей телевидения.

Альберт Ливельман

 

Значение Ислама в современном мире

В конечном счете, Ислам сыграл ведущую роль в сохранении адыгского этноса, не допустив ассимиляции с другими народами в условиях жесткой агрессии, длительных войн и геноцида  Однако роль Ислама в жизни адыгов не ограничивается только исторической ролью в прошлом, ибо в Исламе заложен грандиозный потенциал, который будет востребован в самом ближайшем будущем.

Начиная с 70-х годов 20 века в Исламе наступил беспрецедентный период возрождения. В наши дни, каким бы невероятным это не могло показаться всего лишь несколько десятилетий тому назад, нельзя найти ни одной страны в мире, где не было бы активно исповедующих свою религию мусульман – от Кореи до Колумбии, от Исландии до Новой Зеландии. В то время как численность мусульман всего лишь сто лет тому назад составляла 1/7 населения земного шара, сейчас она составляет 1/5 часть. Крупные мечети построены в таких городах, как Лондон, Париж, Рим, Вена, Лиссабон, Загреб, Нью-Йорк и Лос-Анджелес.

Что еще более важно, благодаря миграции рабочей силы и привлекательности западных университетов в настоящее время в Европе и в США проживают миллионы активных мусульман, и повсюду Ислам становится второй по числу своих приверженцев религией. Сейчас нельзя развернуть газету или включить телевизор, чтобы не наткнуться на вопросы, так или иначе связанные с Исламом. В настоящее время стало доступно все богатство исламской литературы, которую можно прочитать на всех основных языках Европы. Коран стал наиболее часто переводимой и самой цитируемой книгой на земном шаре.

Поскольку это все произошло на протяжении «идеологического» 20-го века, некоторые исламские движения поставили перед собой политические цели, и некоторые мусульмане, движимые отчаянием, начали прибегать к использованию насилия. Из-за этого к Исламу в настоящее время также стали относиться как к идеологии. Однако это справедливо лишь настолько, насколько Ислам регламентирует управление «мирскими» делами. Вместе с тем, мы должны избегать того, чтобы нашу веру превратили в идеологию, сделав ее инструментом в руках политиканов и средством достижения успеха и корыстных целей в этом мире.

Как бы то ни было, на начало третьего тысячелетия остались лишь две модели мировоззрения, способные завоевать сердца и умы людей на Западе: постмодернистский секуляризм и Ислам. Такова имеющаяся альтернатива – третьего пока не предвидится.

Мусульмане сегодня могут предложить конкретные решения для большинства проблем, актуальных на Западе.

Перечислим некоторые позиции:

А) Наш главный актив – это мусульманское представление о Боге, Едином и Единственном, одновременно имманентном и трансцендентном, находящемся вне времени и пространства, Единственном, наделенном реальной сущностью. Такая концепция вполне способна удовлетворить современного образованного человека. Таухид, монотеизм в его наиболее чистом виде – вот основное достоинство Ислама.

Б) Ни одна цивилизация не может существовать, когда разрушена структура семьи, что мы наблюдаем в настоящее время. Семья находится под реальной угрозой, даже если государство делает все для того, чтобы сохранить ее. Уровень разводов чрезвычайно высок. В большинстве домов на Западе хозяйством управляет один человек, включая женщин, желающих иметь детей, но не мужа. Огромная часть детей растет без отца. К каким дисбалансам это приводит, показывает возрастающая предрасположенность подростков к насилию. Их уважение к старшим и к семье находится на таком низком уровне, что в США дети вправе даже подавать судебный иск с требованием отделить их от своих нелюбимых родителей. Очевидно, что угроза нависла также и над мусульманскими семьями, чему способствуют глобализация, экономическое давление и влияние телевидения. Однако в целом члены мусульманских семей теснее связаны друг с другом, и в мусульманкой семье человек чувствует себя гораздо более защищенным. Об этом активе мусульмане также не должны забывать.

В) Еще одну угрозу для западного общества представляет все большее распространение разного рода зависимостей – пристрастия к сигарете, выпивке, кокаину, ЛСД и другим наркотикам, а также к телевидению и интернету. Можно без преувеличения сказать, что весь Запад от чего-либо зависим. Грустно видеть людей, неспособных обойтись без стакана, таблетки или сигареты. Фактически они исповедуют современную форму ширка (язычество). Они являются рабами чего-то, помимо Бога. Подобная ситуация проявилась бы с наибольшей яркостью, если бы эти люди попытались соблюдать пост в Рамадан: они бы не смогли сделать этого, поскольку больше не являются хозяевами самим себе.

Мусульмане могут гордиться своей трезвостью, тем, что их разум постоянно ясен, тем, что они не попадают в автомобильные катастрофы под воздействием алкоголя. Вряд ли что-то другое может столь ясно продемонстрировать, что Ислам – это альтернативный способ жизни, способный спасти Запад от саморазрушения.

Г) Еще одну внутреннюю угрозу западному обществу создают различные формы этнических предрассудков, расизм, шовинизм, дискриминация людей по религиозному признаку. В Соединенных Штатах до сих пор сохранились некоторые рецидивы рабства. Большинство войн, в которых до недавнего времени участвовали страны Европы, были вызваны подобными предрассудками.

Учитывая это, жители Запада будут приятно удивлены, обнаружив, что Ислам (по крайней мере – в теории, но большей частью – и на практике) – это единственная религия, последовательно добивавшаяся установления национального и религиозного плюрализма. Он ставит во главу угла богобоязненность, а не цвет кожи, провозглашает мусульман единой уммой и с подлинной терпимостью относится к другим религиям.

Все это очень актуально и для сегодняшнего Кавказа. Современные условия диктуют нам необходимость вместе со всей мусульманской уммой вести распространение Ислама. Жаль только, что многие адыги за время советского антирелигиозного правления отошли от религии Единобожия и подвергаются всему негативному, что несет с собой потребительская культура. Я верю в то, что адыги, объединившись с другими народами Кавказа и Европы под знаменем Ислама, еще скажут свое слово в мировой истории.

Альберт Ливельман

(В работе над статьей использованы материалы публикаций www.islam.ru )

 

Всех мусульман Адыгейский международный конгресс приглашает посетить вмртуальную мечеть, в которой вы сможете узнать расписание молитв, религиозных праздников, получить другую информацию об исламе.

 

© Ali Albert Livelman Adygean Islamic International Congress 2001 - 2013
Али Альберт Ливельман Адыгейский исламский международный конгресс
По всем вопросам обращайтесь по адресу
aliv2007@list.ru