21 мая 2006
года пройдёт очередная годовщина одного из самых трагических событий в истории
черкесского народа. Ровно 142 года назад 21 мая 1864 года
в урочище Кбаада (Красная Поляна) произошло сражение между русскими войсками и
коренным народом Северо-западного Кавказа - адыгами (черкесами), завершившее
продолжавшуюся более 100 лет (1763-1864) русско-черкесскую (кавказскую) войну -
одну из самых продолжительных и кровопролитных войн в истории человечества. В
борьбе за свою независимость Черкесия потеряла полностью свои территории и 90%
своего населения,
основная часть которого была физически уничтожена, а чудом оставшееся в живых
население насильно депортировано в Османскую империю. Оттуда изгнанники
постепенно расселились по всему миру - в страны Азии, Африки, Европы и Америки.
С момента начала русско-черкесской войны и до её
окончательного завершения Россия использовала самые жестокие и самые кровавые
виды геноцида, проводя
на протяжении всей войны политику систематического уничтожения черкесов. Так по
приказу командования генерал Власов за период 1812-1826 года совершил
несколько карательных экспедиций против адыгов (черкесов), уничтожив полностью
десятки аулов, истребив в них всех жителей, включая беспомощных стариков, женщин
и беззащитных детей. Таких примеров можно привести массу.
В отличие от других колониальных держав, которые, помимо военных, широко использовали экономические и политические методы, Россия в качестве способа завоевания Черкесии использовала тотальное уничтожение от мала до велика коренного черкесского населения.
В качестве доказательства геноцида достаточно привести лишь несколько примеров по численности адыгского населения к началу русско-черкесской (кавказской) войны и через 5 лет после её окончания:
Шапсугов до начало русско-черкесской войны было более 300 000, - после 1983 чел.
Абадзехов до 260 000 - после 14660
Натухайцев до 240 000 - после 175
Темиргойцев до 80 000 - после 3140
Бжедугов до 60 000 - после 15263
Махошевцев до 8000 - после 1204
Адамиевцев до 3000 - после 230
Убыхов до 74 000 - после 0
Женеевцев до 107 000 - после 0
Джегетов до 56 000 - после 0
Хакучей до 92 000 - после 0
К 1870 году на всей исторической родине в Закубанье и на Черноморском побережье от Сочи до Анапы осталось не более 2% от довоенного числа черкесов. Подобного геноцида в истории колонизации чужих земель не проводила ни одна империя мира.
Самым фундаментальным из всех посягательств на права народов является преступление геноцида. С уголовной точки зрения ничто не является более серьезным, чем предумышленная государственная политика систематического уничтожения народа, основанная на его отличительной этнической особенности.
Почему в 21 веке мы вынуждены доказывать мировому сообществу, что черкесский народ наравне с другими народами, населяющими нашу планету:
Каждое Российское правительство, в том числе и правительства СССР начиная с 1864 г., отказывалось вступить в открытую полемику в связи с обвинением в совершении геноцидных деяний и с необходимостью нести за них ответственность. Российское правительство, а так же правительство СССР, на протяжении всего периода с момента совершения геноцида предпринимало согласованные действия с целью воспрепятствовать расследованию или признанию геноцида Черкесского народа.
Более того, нынешнее правительство России не обращает внимания на эти серьезные обвинения в уничтожении Черкесского народа. Обвинения в разделении черкесского народа на три разных народностей, основной целью которого является не что иное, как окончательное уничтожение черкесского народа.
Мы уверены, что в настоящее время надлежит рассмотреть обвинения в преступлении геноцида и, если они будут установлены, то должны быть надлежащим образом и открыто признаны руководителями несущего за это ответственность государства.
Черкесский народ справедливо настаивает и добивается официального признания международным сообществом преступлений и несправедливостей, совершенных Россией в отношении этого народа. Чем более жестокие формы принимает эта несправедливость и чем дольше ее скрывают, тем сильнее желание добиться ее признания. Мы отмечаем с большим сожалением, что разочарование, вызванное отказом России признать совершенный ей геноцид против черкесского народа способствует подрыву авторитета международных правовых институтов.
Геноцид - самый худший из мыслимых преступлений государства. Часто ответственность государства обеспечивается отчетностью перед другими государствами и международными структурами, включая Организацию Объединенных Наций, состоящую исключительно из государств. Одна поразительная особенность того, что случилось с черкесами, - это ответственность других государств, которые по геополитическим и геостратегическим соображениям совместно с Российским правительством пытаются не допустить, даже на этой поздней стадии, проведения тщательного расследования и вынесения юридического решения. Мы считаем, что открытое и объективное документирование обвинений в геноциде способствует процессу признания. Раскрытие и разоблачение факта геноцида создает определенные трудности для тех, кто намерен скрыть все это, чтобы сохранить существующее положение вещей. Приданием юридической силы гражданских прав жертв геноцида и восстановлением справедливости международное сообщество способствует поддержанию достоинства страдающих людей и оказывает поддержку в их справедливой борьбе за свои права. Само признание геноцида является фундаментальным средством борьбы против него. Признание является само по себе подтверждением права народа обеспечить на основе международного права свое существование.
Мы отмечаем, что этнические группы адыгского (черкесского) населения, которые были безжалостно уничтожены Россией в результате вековой резни и других зверств, о которых известно мировому сообществу и о которых тщательно и преступно умалчиваются, составляют единый черкесский народ в понимании международного права.
Сегодня этот многострадальный черкесский (адыгский) народ имеет право на самоопределение в соответствии со Статьей 1, Части I параграфа 1 Международного пакта о гражданских и политических правах, принятый резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеей от 16 декабря 1966 года, вступившая в силу 23 марта 1976 года. На международном сообществе и, главным образом, на ООН лежит обязанность принять все необходимые меры, чтобы обеспечить соблюдение этого фундаментального права, в том числе меры, главной целью которых должно быть обеспечение условий, позволяющих эффективно осуществить это право.
Мы отмечаем, что судьба целого народа никогда не может считаться чисто внутренним делом, полностью подвластным прихотям, какими бы благонамеренными они ни были, суверенных государств. Фундаментальные права этого народа прямо касаются международного сообщества, которое вправе и обязано обеспечить, чтобы эти права уважались, особенно, когда они открыто отрицаются одним из членов сообщества.
Согласно Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, которая была принята Генеральной Ассамблеей ООН 9 декабря 1948 г., геноцид является «преступлением, которое нарушает нормы международного права», «независимо от того, совершается ли он в мирное или военное время» (Статья I).
Геноцид означает любой из следующих актов, совершенных с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую (Статья II):
а) убийство членов группы;
b) причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы;
с) предумышленное создание для такой группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение ее;
d) меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы;
е) соучастие в геноциде.
Согласно Статье III Наказуемы следующие деяния:
а) геноцид;
b) заговор с целью совершения геноцида;
с) прямое и публичное подстрекательство к совершению геноцида;
d) покушение на совершение геноцида;
е) соучастие в геноциде.
Наконец, Статья IV предусматривает, что лица, совершающие геноцид или какие-либо другие из перечисленных выше деяний, подлежат наказанию «независимо от того, являются ли они ответственными по конституции правителями, должностными или частными лицами».
Мы считаем, что эти положения (Конвенции ООН о предупреждении преступления геноцида и наказании за него) должны быть признаны как нормы, определяющие обстоятельства, при которых геноцид должен быть наказуем в соответствии с международным правом, несмотря на тот факт, что существуют некоторые более широкие определения.
Эта Конвенция вступила в силу 12 января 1951 г. и была ратифицирована СССР в 1948 г.. Однако из этого не следует делать вывод, что акты геноцида не могут быть объектом предъявления обвинения на основании права, если такие акты были совершены либо до вступления в силу Конвенции или в пределах территории государства, которое не ратифицировало Конвенцию. Хотя верно то, что Конвенция налагает на подписавшие государства обязательство предотвратить либо осудить и наказать за преступление, которое не определено в каком-либо другом документе, тем не менее, она должна рассматриваться как декларирующий закон в такой же степени, в какой она осуждает сам геноцид.
Из формулировок самой Конвенции следует, что договаривающиеся стороны, признавая в Преамбуле, «что на протяжении всей истории геноцид приносил большие потери человечеству», подтверждают в Статье 1, что геноцид является преступлением, которое нарушает нормы международного права. Это подтверждение неизбежно подразумевает, что эта категория преступления существовала и до 9 декабря 1948 г. Более того, это общепризнано в доктрине международного права, которая отражает неоспоримое коллективное правосознание государств. Не имеет значения, что сам термин «геноцид» был введен только недавно. Единственное, что имеет значение - это то, что акты, которые этот термин описывает, признавались преступными давным-давно.
Поскольку признается такая декларирующая сила, нам не нужно определять точную дату принятия нормы, объявляющей вне закона геноцид, кодифицированный Конвенцией. Для целей, которые мы ставим перед собой, достаточно установить, что эта норма, бесспорно, действовала в то время, когда был совершен геноцид черкесского народа. Из совершенных дел и из заявлений, которые были сделаны по поводу Черкесского вопроса, независимо от того, могли ли быть или были ли они по каким-то соображениям обоснованы, действительно следует, что «законами человечности» осуждалась политика систематического уничтожения адыгов (черкесов), которую проводила Российское правительство. В связи с этим, мы желаем подчеркнуть, что такие законы , какой бы настоятельной ни была необходимость их формализации в настоящий момент , не просто отражают императивные правила морали или этики; они выражают также позитивные юридические обязательства, которые государства не могут игнорировать под тем предлогом, что они не были выражены официально в договорах. Более того, осуждение преступлений, совершенных в Первую мировую войну, говорит о том, что государства исходят из того, что такие преступления юридически не могут быть допустимы, хотя никакие писаные правила прямо не запрещали их.
Не может быть сомнения, что черкесы (адыги) составляют национальную группу, которая соответствует определению, данному в норме, объявляющей геноцид вне закона. Этот вывод тем более очевиден, что они составляют народ, пользующийся правом на самоопределение, что неизбежно подразумевает, что они составляют также группу, уничтожение которой запрещено в силу нормы, имеющей отношение к геноциду.
Нет сомнения в отношении реальности физических актов, составляющих геноцид. факт убийства членов группы, причинение серьезных телесных или умственных расстройств и создание для этой группы жизненных условий, неизбежно влекущих за собой их смерть, убедительно доказаны с помощью полных и однозначных свидетельств, представляемых нами в приложении к обращению.
Установлено также наличие конкретного намерения уничтожить группу (народ) как таковую, что является особым элементом состава преступления геноцида. представленные доклады и документальные свидетельства ясно указывают на политику методического уничтожения черкесского народа, что подтверждает наличие конкретного намерения, о котором говорится в статье I конвенции от 9 декабря 1948 г.
Геноцид - это преступление, в отношении которого не признаются никакие основания для отговорок или оправданий.
По этим причинам мы приходим к выводу, что обоснованность обвинения в геноциде черкесского народа, выдвинутое против российских властей, фактически установлена.
Мы напоминаем, что, как и в случае со всеми другими преступлениями против человечности, геноцид по своему определению является преступлением, к которому на основании общего международного права нельзя применить срок давности. Это подтверждено конвенцией о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечности, которая была принята генеральной ассамблеей ООН 26 ноября 1968 г.
Все те, кто несет ответственность за уничтожение черкесского (адыгского) народа, независимо от того, «являются ли они ответственными по конституции правителями, должностными или частными лицами», подлежат, таким образом, наказаниям, которые государства обязаны применить, для того чтобы соблюсти гарантии, связанные с осуществлением правосудия.
Геноцид является не только уголовно наказуемым преступлением, но и нарушением международного права, за которое российское государство должно нести ответственность. его первый долг, проистекающий из этого положения, сводится к возлагаемому на него основному обязательству признать факты, не пытаясь при этом лицемерить, и выразить сожаление о совершении преступления. это само по себе означало бы минимальное возмещение неисчислимого морального ущерба, который понесла черкесская нация.
Долг международного сообщества в целом и особенно через ООН признать геноцид и помочь черкесскому (адыгскому) народу в этом отношении. Действительно, нельзя считать допустимым преступление против одного из народов, который ООН обязана защищать таким же образом, как и любое государство, входящее в эту организацию; в равной степени нельзя терпеть дальше преступное отрицание этого преступления.
Черкесское население составляло и составляет народ, фундаментальные права которого, как индивидуальные, так и коллективные, должны и будут уважаться в соответствии с международным правом.
Уничтожение черкесского народа посредством депортации и резни составляет преступление геноцида, которое не имеет срока давности по определению Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него от 9 декабря 1948 г.
Геноцид черкесов (адыгов) является также «международным преступлением», за совершение которого российское государство должно нести ответственность и не ссылаться на срок давности чтобы избежать этой ответственности.
Эта ответственность подразумевает прежде всего обязательство признать официально факт этого геноцида и ущерб, который в результате него понес черкесский народ;
ООН и каждый из ее членов имеют право требовать этого признания и помочь черкесскому народу в этом отношении.
Все люди рождаются с неотъемлемыми правами. Эти права человека дают людям возможность вести достойную жизнь , поэтому никакое правительство не может даровать их, однако все правительства должны защищать их. Свобода, основанная на справедливости, терпимости, достоинстве и уважении , независимо от этнической принадлежности, религии, политических предпочтении или социального статуса, позволяет человеку осуществлять эти основные права.
© Albert Livelman Adygean
International Congress 2001 - 2006 |