Альберт Ливельман
Данная работа посвящена анализу мировоззрения Любови Алексеевны Ширлиной. Целью работы является полный анализ философских воззрений и взглядов Л. Ширлиной, ее отношение к окружающей действительности, к людям и к Богу. Этот анализ приводится в сравнении с соответствующими воззрениями теологов основных мировых религий современности.
Интерес к личности Л. Ширлиной вызван несколькими причинами. Прежде всего, такого рода исследование стало возможным благодаря длительным и многочисленным диспутам на философские и прочие темы, моим основным оппонентом в которых выступала Л. Ширлина. В результате этих бесед я получил возможность узнать полную систему взглядов Л. Ширлиной, а также получил эксклюзивные знания об отдельных эпизодах жизни Любови Алексеевны, которые она не пожелала обнародовать при ее жизни. Так как с того времени прошло много лет, а работа, в основном, построена на беседах, состоявшихся в 1990 – 1992 годах, я пришел к необходимости изложить имеющуюся у меня информацию в специальном исследовании, основным результатом которого стала настоящая работа. Кроме того, так получилось, что именно от Л. Ширлиной я получил первоначальные представления о Боге, высшем существе, владеющем всей информацией обо всем, что происходит во всей вселенной, на Земле и в небе. И хотя в то время эти представления мной были отвергнуты, тем не менее, я думаю, сам факт получения подобной информации сыграл определенную роль в процессе личного духовного поиска автора.
Работа состоит из нескольких разделов. В начале работы приведено краткое описание жизни и деятельности Любови Ширлиной, продемонстрированы условия, в которых формировалось ее мировоззрение. В последующих разделах описана система мировоззренческих установок, исповедовавшихся Л. Ширлиной, в сравнении с соответствующими установками, характерными для наиболее распространенных религиозно-идеологических систем.
Так как работа выполнена в форме научного исследования, ее результаты претендуют на объективность и независимость от политических, религиозных и прочих предпочтений автора. Кроме того, особо отмечу, что сравнительный анализ различных идеологических систем, а тем более их оценка с точки зрения нравственности, морали и общественной значимости, выходят за рамки данной работы. Отдельные же оценки подобного рода, содержащиеся в работе, носят прикладной характер и не могут быть использованы вне контекста данной работы.
Все события, описание которых используется в работе, являются подлинными. Имена и фамилии участников всех событий, равно как даты и географические названия (если известны) сохранены
Классическая схема формирования мировоззрения человека заключается в том, что обычно человек получает воспитание в определенной религиозно-культурной среде, которую впоследствии воспринимает как свою базовую среду (именно в этом смысле следует понимать термины «этнические православные» или «этнические мусульмане», сама же религиозная принадлежность является предметом сознательного выбора индивидуума в дееспособном возрасте).
С этой точки зрения, Л. Ширлина родилась в селе со смешанным русско-украинским населением, поэтому относится к группе «этнических православных». Соответственно этому, вскоре после рождения она была крещена в православной церкви (в принудительном порядке, который в 1913 году, в отличие от более поздних исторических периодов, еще являлся частью системы административно-государственного аппарата Российской империи), в результате чего получила свое христианское имя (Любовь).
Но Л. Ширлина воспитывалась вне какой-либо религиозно-культурной среды, так как становление ее личности хронологически совпало с периодом революционных преобразований, разрушивших эту самую культурную среду.
Да, на раннем этапе своей жизни (в юности) она была членом коммунистического молодежного союза, но насколько глубоко она отождествляла себя с идеологией этой организации, неизвестно. Также неизвестно, насколько сильно комсомольская идеология мотивировала поступки и поведение своих адептов.
Так что в случае с Л. Ширлиной мы имеем дело с особой ситуацией, требующей применения каких-либо нетрадиционных методов исследования. Впрочем, такая же проблема возникает при анализе личности любого человека, чье детство и юность прошли в Советском Союзе.
В СССР (а большая часть ее жизни прошла именно в этом государстве) просто не существовало условий для детального изучения особенностей той или иной конфессии с целью их сравнительного анализа и выбора для себя наиболее приемлемого мировоззрения. Более того, просто получить какую-либо религиозную информацию было затруднительно. Поэтому каждый человек, испытывающий некоторую религиозную потребность, самостоятельно определял основные принципы своей религии, как бы воссоздавая религиозное миропонимание по обрывочным сведениям, полученным из разных источников. А в этом случае не было никакой нужды определять конфессиональную принадлежность, ибо личный опыт все равно играл более значительную роль, чем формальное причисление себя к той или иной конфессии.
Учитывая вышеприведенные обстоятельства, переходим к непосредственному рассмотрению личности Любови Алексеевны Ширлиной.
Любовь Алексеевна Ширлина (в девичестве - Немешайлова) родилась 9 февраля 1913 года в семье предпринимателей.
Неопределенность юношеского мировоззрения Любы Немешайловой, о которой говорилось выше, становится еще более наглядной, если мы обратимся к воспоминаниям Любови Алексеевны относительно ее отца. Формально, конечно же, вся семья была православной, ибо другого статуса в условиях Российской империи быть не могло[1]. Но отличие Алексея Немешайлова от других сельских жителей (неграмотных крестьян), в том числе и по уровню образования, дает основания предполагать, что он обладал оригинальным мировоззрением. Наиболее яркую сторону оригинального мировоззрения Алексея Немешайлова составляло его чрезвычайно доброе отношение к детям, особенно к сиротам, путникам и нуждающимся, что уже наводит на определенные ассоциации с текстом Священного Корана. Сравните, как описывается в Коране образ благочестивого мусульманина:
Не в том лежит благочестивость,
Чтоб на восток иль запад лик свой обратить,
А благочестье в том,
Чтобы уверовать в Аллаха
И в Судный день, и в ангелов Его,
В Писание святое, и в пророков;
Любя (своё добро) всё же делиться им
И с тем, кто близок по крови,
И с сиротой, и с нищим,
И с путником, и с теми, кто взывает;
И дать рабам на откуп,
И по часам молитвы совершать,
Платить закат[2],
Скрепленный договор исполнить;
И стойким быть, и терпеливым
В несчастье и в страдании своем
Во все минуты страха и смятенья,
Таков лик праведных - предавшихся Аллаху!
(Коран, 2:177[3])
Таким образом, становится ясно, что объективные предпосылки мировоззренческого выбора у Любы Немешайловой были отнюдь не однозначными. Однако, предварительные установки трех принципиально различных мировоззрений (православия, атеизма и ислама), заложенные в детстве и юности, могли бы создать прочную основу для осознанного выбора религии в будущем. Однако, сбыться этим радужным перспективам было не суждено, так как вмешались внешние обстоятельства.
Однажды Алексей Немешайлов, во время реализации одного из своих архитекторских проектов, простудился и заболел, а через некоторое время скончался. Многочисленная семья (вдова и четверо несовершеннолетних детей, младшим ребенком была Люба) осталась без средств к существованию. Все это хронологически совпало с очередным экономическим кризисом в стране, вызванным последствиями крестьянских волнений и гражданской войны. На долю Любы выпало немало испытаний, которые она выдерживала с достойной восхищения стойкостью и терпением, как истинная мусульманка, о которых Аллах говорит:
О вы, кто верует!
Себе вы в помощь призовите
Терпение, и стойкость, и молитву -
Ведь Бог благоволит к тому,
Кто терпелив и стоек духом.
(Коран 2:153)
В награду за терпение свое,
Они (в обители Эдема) получат высшие места
И встречены там будут миром и приветом.
(Коран 25:75)
А поскольку их соседи не были такими искренними мусульманами, как Алексей Немешайлов, испытания становились еще более серьезными.
Доведенная до отчаяния мать Любы Пелагея Немешайлова была в панике. Безысходность ситуации вынудили ее пойти на крайнюю меру. В то время[4] укрепляющееся советское государство обеспокоилось большим количеством беспризорных детей и подростков, так как существовала реальная угроза того, что эти дети пополнят ряды преступных групп. В этой связи была разработана государственная программа изоляции беспризорных детей в детских домах – специальных учреждениях, напоминающих тюрьмы. Тюрьмы они напоминали, как нам представляется, потому, что основным создателем этой системы стал Феликс Дзержинский, известный созданием советской системы концентрационных лагерей. Но будем считать, что Пелагея Немешайлова не знала ничего о Феликсе Дзержинском и его заслугах перед советским государством.
Договорившись с одним из своих знакомых полицейских, Пелагея повела своих детей в ближайший уездный город Валуйки. Расстояние до него из села Арнаутово составляло 25 км, но согласно местным обычаям того времени, такие расстояния обычно преодолевались пешком. Обычай этот был, скорее всего, вызван отсутствием пригородных поездов, так как после революции 1917 года в России они куда-то исчезли, и появились только через сорок лет.
На городском вокзале Пелагея распрощалась со своими детьми, которых забрал ее знакомый полицейский. Он поручил своему коллеге (который не был в курсе дела) доставить детей в приемник-распределитель. Так как дети были разного возраста, то их распределили в разные детские дома. Когда их разводили по казенным заведениям, Пелагея следила с небольшого расстояния за этим процессом, так как ей было необходимо знать, где будут жить ее дети.
Четверо детей оказались в четырех различных детских домах в разных частях города. Во время разводной экскурсии Любу заселили в ее детский дом в последнюю очередь, так что она знала, где живут ее братья Борис и Александр и сестра Клавдия, но никто из них не знал, где живет она. Люба не хотела жить в детском доме, но Пелагея категорически запретила ей показывать, что они вообще знакомы, а решиться на открытое разоблачение своей матери у маленькой девочки в тот момент не хватило решительности.
Люба очень тяжело пережила вышеописанные события. Она заболела. С ней случился нервный срыв. Потребовалось вмешательство врача-психотерапевта, чтобы вернуть ее в относительно стабильное состояние
Условия содержания в детском доме Любе не понравились. Кормили плохо, дети часто болели и умирали. Когда Люба поправилась от своего психического расстройства, она поняла, что в детском доме не так хорошо, как предполагала ее мать. Однажды, насмотревшись, как из детского дома выносят трупы умерших детей, Люба испугалась, что ей грозит такая же судьба. Это обстоятельство произвело на Любу столь сильное впечатление, что она, наконец, решила активно действовать – она замыслила побег.
Дети размещались в большом доме, двери которого охранялись при помощи двух невооруженных дежурных, женщин пожилого возраста. В течение нескольких дней Люба пристально наблюдала за всем, что происходит на вахте, внимательно изучала принципы работы дежурных, ища подходящий момент для совершения побега. И ее терпение было вознаграждено всемогущим Аллахом – такой момент наступил. Одна из вахтеров что-то очень увлеченно рассказывала своим коллегам, которые так же увлеченно ее слушали, сосредоточив на рассказе все свое внимание. Оценив обстановку, Люба неслышно проскользнула мимо вахты и вышла на улицу. Опасаясь возможной погони, Люба спряталась за забором и стала наблюдать, что будет происходить. К счастью, погони не было. Подождав несколько минут, она поняла, что осталась незамеченной при выходе, и теперь ее исчезновение заметят не скоро. Теперь она вылезла из своего укрытия и спокойно пошла по городским улицам.
Пока она жила в детском доме, наступила зима. На улице бы сильный мороз, а Люба была одета в ночную сорочку, другой одежды воспитанникам детского дома не предоставлялось. Оказавшись на свободе, Люба решила первым делом посетить своих братьев и сестру, адреса которых она запомнила.
Люба выяснила, что условия содержания в других детских домах были не лучше, чем там, откуда ей удалось убежать, только у одного из братьев ей понравилось. Директором этого детского дома была какая-то одинокая мусульманка, по некоторым данным, сама бывшая сирота, которая не обворовывала своих подопечных и пайки там были значительно больше, чем в других аналогичных учреждениях. Несколько дней она провела у брата в гостях, деля с ним его паек, а потом, когда выяснилось, что поселиться у брата на легальных основаниях у нее не получится, Люба отправилась в далекое путешествие. Ей предстояло пройти 25 км, чтобы снова встретить свою мать. Удивительно, но, несмотря на то, что именно мать была инициатором проекта, принесшего ей столько страданий, Люба не перестала любить ее.
Ей предстояло пройти 25 км вдоль железной дороги, по которой, как мы уже выяснили выше, не ходили поезда, но ходили люди. Выйдя из города днем, можно было к вечеру дойти до нужного села. Встретив попутчиков, Люба попросила у них напрокат плащ (по другим данным – шаль). Попутчики шли в соседнюю с Арнаутово Никитовку, но идти туда нужно было по другой дороге. Чтобы не остаться на вторую половину пути снова в одной ночной сорочке, Люба решила пойти со своими попутчиками в Никитовку и добралась до Арнаутово только на следующий день, так как заночевала у каких-то дальних родственников.
Как раз в этот день Пелагея отправилась в город и узнала о побеге Любы. Но так как дома Люба так и не объявилась, то были предприняты поиски, в результате которых было установлено, что следы Любы обрываются в Насоново, там, где она изменила маршрут. Решив, что Любу съели волки, Пелагея в трауре вернулась домой. А когда Люба на следующий день объявилась живая, то ей никто не был рад. Случился большой скандал, в результате которого Любу обвинили в том, что она в каких-то целях сымитировала собственную смерть. Но, тем не менее, возвращать Любу в детский дом никто не стал, и Люба была очень рада, что вернулась домой. Вскоре Пелагея под впечатлением рассказов Любы об ужасах детского дома, забрала домой и других детей, Только тог брат Любы, которого хорошо кормили, продолжал оставаться в детском доме вплоть до окончания семилетней школы.
Этот эпизод, составленный на основании устного рассказа самой Любови Алексеевны в 1992 году[5], демонстрирует, что мировоззрение Пелагеи не было исламским, в отличие от Алексея. Видно, и не только из этого эпизода, что дети не воспринимались Пелагеей как священный дар Аллаха. По другим данным, в семье Немешайловых (как я понимаю, после смерти Алексея) установился тоталитарный матриархат. Что представляет собой сексуально неудовлетворенная женщина, находящаяся у власти, хорошо известно из многочисленных источников, причем у разных народов мира.
Описанный эпизод с детскими домами сыграл не последнюю роль в установлении такого порядка вещей, так как недвусмысленно намекал детям на то, что может с ними случиться в случае неповиновения тоталитарному матриархату. Доходило даже до того, что основным ответом на какие-то возражения со стороны детей часто следовало оскорбительное «Ты – мое г…но!», что совершенно не согласуется с принципами ислама. Еще одно характерное высказывание Пелагеи в отношении Любы: «Хоть бы ты умерла!» Это вообще не вписывается уже не только в исламские, но и вообще в общие гуманитарные представления о жизни и смерти.
Скорее всего, Алексей не смог или не успел передать своей жене исламское мировоззрение, которое у нее так и осталось православным. Не понятно все-таки, почему Люба даже после всего этого продолжала, по ее собственному признанию, любить такую мать. Обсудить этот крайне актуальный вопрос с Л. Ширлиной при ее жизни не получилось, поскольку мы, к сожалению, не смогли сформулировать проблему в доступной для Любови Алексеевны форме. Позднее выяснилось путем сопоставления между собой ее разрозненных высказываний на этот счет, что образ матери в представлении Любы был сакральным, то есть мать стала для нее чем-то данным свыше, воплощением Бога в семье, соучастником Бога в сотворении ребенка, его дополнительной ипостасью. Таким образом, мать перестает восприниматься как человек, и становится воплощенным божеством, которое нельзя ослушаться, даже если оно творит явные глупости или мерзости. После смерти отца, Люба лишилась источника исламских ценностей, а поэтому попала под влияние православной идеологии своей матери[6]. А для того, чтобы сломить внутреннее сопротивление детей, потребовалось культивировать в их сознании внешнюю угрозу (в виде детского дома). В качестве доказательства этого тезиса достаточно обратить внимание лишь на то, что до детского дома, равно как и в период нахождения в детском доме, Люба Немешайлова сохраняла рациональное отношение к действительности и не была испорчена православными догмами. В противном случае, трудно было бы ожидать столь дерзкого побега, ведь не сбежали же старшие брат и сестра, которые, по всей видимости, уже к тому времени успели понять, в какой стране они живут. Отметим также, что вышеописанный прием традиционно используется некоторыми женщинами для установления системы тоталитарного матриархата.
Так Люба и жила до восемнадцатилетнего возраста, пока не вышла замуж за Ивана Ширлина - беглого фермера из соседней Курской губернии. Иван Андреевич не без помощи Любы, оформил себе новые документы (хотя имя и фамилию почему-то не сменил), после чего сделал определенную карьеру в системе народного хозяйства СССР. Он позиционировал себя атеистом, состоял членом ВКП(б) (позже - КПСС), занимал различные руководящие должности среднего звена. На протяжении всей жизни он предпочитал концентрировать свое внимание на вопросах хозяйственной деятельности, избегая идеологических и философских споров. С Любовью Алексеевной они никогда не обсуждали мировоззренческие и идеологические темы. Они прожили в браке 49 лет, воспитав троих детей, и только смерть Ивана Андреевича разлучила их в 1980 году. Дети воспитывались без доминирующей религии, в результате чего стали убежденными атеистами, так как обучались в советских школах.
На основании некоторых, далеко не исчерпывающих сведений, можно сделать вывод о том, что супруги Ширлины строили свои отношения на принципах шариата:
Мужья над женами стоят
(Блюдя очаг их и сохранность)
За то, что Бог одним из них
Дал преимущество перед другими,
И также потому,
Что весь расход на содержание семьи
Из их имущества исходит.
А потому, добропорядочные жены
Послушно преданны мужьям,
И в их отсутствие хранят,
Что повелел им Бог хранить.
А что касается тех женщин,
Непослушания которых вы боитесь,
(Сначала) увещайте их,
(И если это не поможет)
Вы отлучайте их от ложа,
(А коль и это не поможет)
Вы можете (слегка) ударить их.
И если станут вам послушны,
То не ищите ссоры с ними.
Поистине, Господь возвышен и велик!
(Коран, 4:34)
По признанию Любови Алексеевны (спросить об этом Ивана Андреевича мы не успели) их супружескую жизнь можно считать успешной, за исключением того, что Иван Андреевич не всегда соответствовал требованиям шариата относительно «расхода на содержание семьи», а также употребления алкогольных напитков:
Они тебя о винах и азартных играх вопрошают,
Скажи: "В них грех большой,
Но есть для вас и польза,
Хоть больше в них греха, чем пользы".
И задают они вопрос:
"Как много надлежит им издержать (на милость)?"
Скажи: "Все, что выходит за пределы ваших нужд",
Так Бог Свои знамения вам разъясняет,
Чтоб поразмыслить вы могли.
(Коран, 2:219)
И хочет Сатана азартом и вином
Вражду и ненависть средь вас посеять
И уклонить от поминанья Бога и молитвы.
Ужель вы не сумеете сдержаться?
(Коран, 5:91)
Любовь Ширлина продолжала сакрализировать свою мать до самой ее смерти в 1950 году. Страх, пережитый Любой в детском доме наложил свой след на всю ее жизнь, повысив приоритет семейных ценностей на центральное место жизненных установок. Однако, ей почему-то не удалось передать эти ценности своим потомкам.
Любовь Алексеевна Ширлина сохранила терпение и стойкость в течение всей жизни, в том числе и на заключительном ее этапе, в 1981 – 1996 годах. 21 декабря 1996 года Любовь Алексеевна Ширлина скончалась.
Так как мы не располагаем информацией, необходимой для того, чтобы проследить временную эволюцию ее мировоззрения, в дальнейшем изложении рассматривается именно этот, заключительный этап жизни.
Рассмотрим теперь более подробно религиозные убеждения, исповедовавшиеся Любовью Ширлиной.
Прежде всего, она имела четкое представление о Едином Боге – Всемогущем Творце Вселенной. Такой подход более характерен для иудаизма и ислама, чем для христианства с его многочисленными культами Иисуса, Девы Марии, Церкви и прочих святых персонажей. В то же время, в Священном Коране именно такое представление о Всевышнем Аллахе неоднократно воспроизводится во многих айатах:
О люди! Поклоняйтесь вашему Владыке,
Кто создал вас и тех, кто был до вас,
Чтоб праведность могли вы обрести.
Кто постелил ковром вам землю,
Покровом небеса возвел,
И из небес излил (обильно) воду,
Чтобы взрастить плоды для вашей пищи, -
А потому, когда вам (истина) уже известна,
Вы в равные Ему
Других божеств не измышляйте.
(Коран, 2:21-22)
Лишь Он - творец земли и неба,
Когда задумано творенье Им,
Он молвит: "Будь!" - и явится оно.
(Коран, 2:117)
Таким образом, образ Всевышнего Бога в понимании Л. Ширлиной соответствует исламской концепции, отраженной в кораническом откровении.
Верила Любовь Алексеевна и в концепцию Судного Дня, жизнь после смерти, рай и ад:
И жизнь наша в этом мире -
Забава легкая, да тщета.
Но много краше - будущий приют
Для тех, кто благочестие блюдет,
(Страшася гнева своего Владыки).
Ужель вам это не понять!
(Коран, 6:32)
Настанет День, в который каждая душа
Придет (на Суд) и будет защищаться,
И каждой будет верно воздано за то,
Что предварили ей ее деянья,
И им не нанесут обид.
(Коран, 16:111)
Тем, кто уверил и творил благое,
Станут обителью Сады Эдема -
Как вечное пристанище за праведность их дел.
Пристанищем для тех, кто был распутен,
Станет огонь (пылающего Ада),
И всякий раз, как захотят они его покинуть,
Туда их возвратят опять и скажут:
"Вкусите наказание Огнем,
Который вы считали ложью!"
(Коран, 32:19-20)
И хотя вера в Судный день, концепция рая и ада являются общими для всех монотеистических религий, признание человеком этих концепций может рассматриваться как свидетельство стремления человека к Истине.
В предыдущем разделе было показано, что Любовь Ширлина разделяла основные принципы авраамического монотеизма[7], общие для иудеев, мусульман и, частично, христиан. Поэтому в дальнейшем рассмотрении учитываются только те учения и философские школы, которые опираются на традиции авраамического монотеизма. Это тем более оправдано, учитывая то, что нет никаких свидетельств не только о симпатии, но даже и о знакомстве Л. Ширлиной с положениями шаманизма, буддизма, зороастризма, даосизма и других экзотических религий прошлого и современности.
Тем не менее, среди учений, основанных на положениях авраамического монотеизма, существуют весьма существенные различия, с учетом чего в данном разделе исследуем вопрос о конфессиональной принадлежности Любови Ширлиной.
Далее, поскольку Любовь Ширлина проживала на территории, где доминирующей конфессией считается православие, будет разумным сформулировать предварительную версию о возможной приверженности Л. Ширлиной православию. Теперь остается лишь выяснить, в какой степени реальные взгляды Л. Ширлиной соответствуют или противоречат православной доктрине.
Как известно, православие опирается на учение об исключительной роли Церкви. Священники, составляющие касту служителей культа, берут на себя многие полномочия Бога. Согласно учению православной церкви, спасение вне церкви невозможно, а потому каждый верующий обязан прибегать к помощи священнослужителей для обеспечения связи с Богом, эксклюзивные права на предоставление которой якобы принадлежат Церкви. Получается, что Бог якобы не является Всемогущим, так как не может напрямую, без посредников, услышать просьбы (мольбы) верующих и адекватно на них отреагировать.
Во взглядах Л. Ширлиной четко наблюдается прямо противоположная тенденция. Она никогда не доверяла церкви как организации и священникам, считая их бездельниками, живущими за счет верующих. Ее личный опыт общения со священниками (в детстве) давал ей все основания так думать. В предыдущем разделе мы продемонстрировали, что она верила в Единого Бога, владеющего всеми вещами, знающего все обо всем. А если так, то священники не нужны. Ведь к Единому и Всемогущему можно обратиться и напрямую, как это способны делать мусульмане и иудеи. И Любовь Ширлина регулярно совершала молитву, поклоняясь Творцу Вселенной и прося Всевышнего о решении различных проблем, ибо
Аллах владеет небом и землей,
И тем, что пребывает в них.
И Он над всякой вещью властен!
(Коран, 5:120)
Любовь Алексеевна Ширлина избегала и других языческих обрядов. Так, в ее доме никогда не было ни одной иконы. Для православных иконы всегда выступали как необходимый атрибут святости совершаемых обрядов, становясь посредником между человеком и Богом, а в некоторых случаях сама икона или образ, на ней изображенный, становились самостоятельным предметом поклонения, идолом, сотоварищем Всевышнего. Любовь Ширлина не признавала культ икон, избегая придать Богу сотоварищей и стать идолопоклонником, про которых сказано в Священном Коране:
О люди! Здесь приводится вам притча -
Прислушайтесь же к ней!
Те (божества), кого они, опричь Аллаха, призывают,
Не смогут никогда и мухи сотворить,
Если бы даже собрались все вместе.
А если муха что-нибудь у них похитит,
Они не смогут у нее похищенное взять, -
Беспомощен и почитатель нерадивый,
И тот, кого он нерадиво чтит.
(Коран 22:73)
С рассмотренным выше вопросом об иконах и идолах тесно связан и вопрос о статусе пророка Исы (Иисуса Христа) и так называемой святой троицы. Христиане почитают Иисуса как единородного Сына Божьего, воплощенного богочеловека, хотя это не согласуется с учением самого Иисуса, который, как известно, считал себя иудейским пророком. Вместе с тем, концепция святой троицы противоречит учению о Единственности Бога и его трансцендентности. Поэтому с точки зрения единобожия концепция святой троицы выглядит как придание Аллаху сотоварищей и считается богохульной:
Не веруют (и богохульствуют) такие, кто говорит:
"Бог есть Мессия[8],
сын Марйам".
Но говорил Мессия:
"Сыны Исраиля, вы Богу поклоняйтесь,
И моему и вашему Владыке!"
И всякому, кто прочит сотоварищей Ему,
Бог запретит (войти в Свой) Рай,
И Ад ему убежищем предстанет;
И не найдут неверные помощников себе.
Не веруют (и богохульствуют) такие, кто говорит:
"Господь из трех есть третий", -
Тогда как нет иного божества,
Помимо Бога одного, (единого для всех).
И коль они не прекратят хулы речей,
Постигнет тех из них мучительная кара,
Кто не уверил (и хулит на Бога).
Что ж им не обратиться к Богу,
Не испросить прощения Его?
Ведь Всепрощающ Бог и милосерд.
Мессия, сын Марйам, не боле чем посланник,
Ему предшествовали многие другие,
И праведницей мать его была.
Они питались пищей (что для смертных), -
Смотри, как ясно разъясняем Мы
Свои знамения для них.
И посмотри, как все же отвращаются они!
(Коран 5:72-75)
Так признавала ли концепцию святой троицы Любовь Ширлина? Строго говоря, ответить на этот вопрос не возможно. Иногда она читала молитвы, содержащие обращения «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа…. » Однако, никаких комментариев по этому поводу не давала, так как относилась к молитве как к священному тексту, который нельзя подвергать анализу на интеллектуальном уровне. Конечно, здесь тоже можно усмотреть некоторую иррациональность, элемент язычества, хотя и не очень существенный. Я думаю, что такой интересный вопрос, как например, кто является автором молитв, в большмнстве случаев переданных от предков устным путем, Бог, Церковь или человек, выпадал из поля ее внимания. В любом случае, можно с уверенностью утверждать, что при возникновении явного противоречия между теорией единобожия и элементами христианской традиции, предпочтения Любови Ширлиной все равно оставались на стороне Единого Создателя Вселенной:
Создатель изначального (порядка) неба и земли, -
Как может Он иметь ребенка,
Коль не было супруги у Него?
Он создал все, что суще (в мире),
И знает обо всем и вся!
Таков Аллах, Владыка ваш!
Иных богов, кроме Него, не существует.
Творец всего, что суще (в мире).
Так поклоняйтесь же Ему!
Он, истинно, - распорядитель всякой сути.
Нет никакого видения (в мире),
Что (Господа) постичь (способно), -
Его же взор объемлет все.
(Он зрит во всяко естество)
И ведает о всем, что суще.
(Коран 6:101-103)
И наконец, вопрос о вере в Христа, точнее, в концепцию распятия, мучительной смерти (якобы за все человечество) с последующим чудесным воскресением и вознесением на небеса. Этот вопрос так же не однозначен, как и предшествующий. Дело в том, что какие-либо источники религиозной информации в Советском Союзе были недоступны, поэтому даже сама история жизни Иисуса не была широко известна в советском обществе. Понятно, что многие библейские эпизоды обрастали самыми различными суевериями.
Скорее всего, Любовь Ширлина не считала Иисуса спасителем всего человечества, сознательно принявшего смерть, как учит христианская церковь. Ей было ближе представление о добром пастыре Иисусе, мирно проповедовавшем веру в Единого Бога. Его проповедь не понравилась профессиональным священникам, и они вступили в преступный сговор с тем, чтобы наказать Иисуса. А поскольку полномочия казнить человека у них отсутствовали, иудейские священники донесли на Иисуса римлянам, обвинив его в политическом сепаратизме. Римляне распяли Иисуса, но милостивый Бог сжалился над невинно пострадавшим Иисусом и воскресил его из мертвых. А так как воскресшему Иисусу было опасно оставаться на Земле, где он мог снова подвергнуться преследованию со стороны своих оппонентов, то Бог забрал его на Небеса.
Безусловно, описанная трактовка далека от учения Церкви о богочеловечестве Иисуса, о его миссии Спасителя Человечества и ее результатах, обусловливающих существование самой Церкви. Это учение само по себе содержит массу внутренних противоречий, о чем христиане, конечно же, знают, хотя бы из многократно имевших место публичных споров с мусульманами. Далека она и от кораниеского представления о том, что Иисус вообще не был убит:
За то, что говорили:
"Убит был нами сын Марйам[9]
-
Мессия Иисус, посланник Божий".
Но ими не был он убит, и не распят.
Им лишь представилось все это,
И кто заводит спор о нем,
В сомнениях об этом пребывает.
У них нет никакого знания (об этом),
И следуют они своим предположеньям, -
Ведь, истинно, убит он не был.
(Коран, 4:157)
Однако, описанная выше интерпретация библейского сюжета, вполне укладывается в исламские представления о жизни, смерти и о Всевышнем Аллахе.
Продолжая исследование, отметим, что Любовь Ширлина отказывалась от многих традиционных норм и ценностей, характерных в соответствующее время на территории ее проживания. Прежде всего, это отказ от участия в христианских праздниках и других ритуалах. Традиция требовала отказа от трудовой деятельности во время всех религиозных праздников и памятных дат, которых в общем-то много, так что соблюдение этой традиции грозило существенным сокращением трудовой деятельности и понижало конкурентоспособность. А так как смысл праздников из-за отсутствия религиозной информации был в основном неизвестен, то само празднование превращалось в какой-то мистический обряд, не приносящий духовного удовлетворения. Кроме того, Любовь Ширлина отказывалась от некоторых обязательных для христианина обрядов, таких как, например, ношение нательного крестика.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что Любовь Ширлина не была православной христианкой, так как не соблюдала предписания православной церкви, не разделяла основных догматов и концепций вероучения православной церкви, не верила в богочеловечество Иисуса и не считала православную церковь средством спасения, уповая лишь на милость Единого и Всемогущего Бога. Предварительная гипотеза о приверженности Любови Ширлиной православию, сформулированная в начале данного раздела, полностью опровергнута.
Так кем же все-таки была Любовь Ширлина в религиозном отношении? Теперь мы можем сформулировать этот же вопрос по-другому, а именно, была ли она мусульманкой? В свою очередь, этот вопрос рассмотрим в следующем, заключительном разделе работы. Выше мы показали, что мировоззрение Л. Ширлиной опиралось на принципы авраамического монотеизма. В то же время, оно существенно отличалось от христианского мировосприятия, которое основано на практиках языческих общин Древнего Рима.
Следовательно, требуется искать правильный ответ в двух других ветвях авраамического монотеизма – иудаизме и исламе. Вопрос о приверженности Л. Ширлиной иудаизму может быть снят с рассмотрения, поскольку это утверждение не подкреплено никакими свидетельствами. Кроме того, иудейские общины слишком закрыты, и можно с уверенностью сказать, что никаких контактов с представителями иудейских общин Л. Ширлина не имела. Да и не выделяла она среди людей богоизбранные нации. Наконец, признание Л. Ширлиной пророческой миссии Иисуса Христа[10] однозначно говорит о том, что иудейкой она точно не была.
Таким образом, осталось только более детально исследовать и ответить на один вопрос, можно ли считать Л. Ширлину мусульманкой.
Хотя никто не слышал шахаду,[11] произнесенную Любовью Алексеевной, изучив обстоятельства ее жизни и деятельности, мы показали, что образ жизни и поведение Л. Ширлиной полностью соответствовал духу ислама и почти всегда соответствовал тексту Священного Корана. А в том, что она не демонстрировала публично свое единобожие, но умом и сердцем следовала основополагающему принципу ислама, ее вины в этом нет, ибо никто не обязан публично демонстрировать свою религиозность.
Формально, конечно, можно привести ряд доводов против такой позиции. К примеру, Л. Ширлина не соблюдала поста в рамадан, не совершила хадж[12] в Саудовскую Аравию и совершала не все предписанные шариатом намазы[13]. Все это в действительности имело место, но ведь многие мусульмане этого также не делают, но их не перестают считать мусульманами, пока они сохраняют верность принципу единобожия.
Более серьезный аргумент против того, чтобы считать Л. Ширлину мусульманкой может обнаружиться при анализе событий 1985 года, известных как узбекское дело. Суть его состоит в следующем. Внучка Л. Ширлиной Ольга решила выйти замуж за молодого человека узбекской национальности, возможно, мусульманина. Понятно, что в этом случае Ольга была бы обязана принять ислам, хотя бы формально, чтобы вписаться в восточное общество и стать полноправной узбечкой. Узнав об этом, Любовь Алексеевна попыталась отменить свадьбу, став автором достаточно скандального, националистического письма. Свадьбу отменить не удалось, но семья просуществовала не долго, так как вскоре выяснилось, что Ольга и не думала принимать ислам. Оказалось, что супруги не подумали перед свадьбой, на каких принципах собираются строить свою дальнейшую жизнь. Более того, Ольга не собиралась следовать шариату в отношении одежды и внешнего вида, что в исламской среде, прямо скажем, не приветствуется.
Описанный эпизод в действительности составляет серьезную проблему, ибо национализм в любом его проявлении противоречит исламу, впрочем, как и вообще авраамическому принципу единобожия, несмотря на то, что иудеи-то и изобрели национализм, дополнив авраамические принципы понятием богоизбранной нации. Поэтому прежде чем ответить на наш основной вопрос, придется решить эту проблему, ибо национализм в данном случае будет свидетельствовать в пользу причисления Л. Ширлиной к числу последователей иудаизма, что не согласуется со всеми остальными фактами, использованными в настоящей работе.
Чтобы разрешить эту трудную ситуацию, обратимся к некоторым дополнительным обстоятельствам дела, и выясним, что же на этот раз заставило обычно спокойную и миролюбивую Любовь Алексеевну Ширлину изменить своим принципам и обрушиться с резкой критикой на незнакомого человека, вина которого заключалась лишь в его национальной принадлежности. Очевидно, что кто-то, кто по каким-то причинам действительно хотел расстроить свадьбу Ольги просто решил использовать авторитет Любови Алексеевны для решения своих проблем. Исследование показывает, что такими людьми были родители Ольги – Евгений (сын Любови Алексеевны) и его супруга Раиса, атеисты или, по другим данным, иудеи. Именно они и были основными инициаторами скандала, хотя бы потому, что вся информация шла через их руки. Итак, все началось с того, что Л. Ширлина получила письмо от Раисы, в котором сообщалось о предстоящей свадьбе. Раиса не скрывала, что не в восторге от выбора дочери из-за его национальной принадлежности и что она хотела бы расстроить эту свадьбу. Само письмо не сохранилось, поэтому трудно сказать, почему Любовь Ширлина активно включилась в борьбу по «спасению» Ольги. Но мы позволим себе предположить, что за внешней националистической атрибутикой здесь скрывается логически и интуитивно обоснованная, мудрая позиция, не вполне корректно представленная публике неумелыми посредниками. Таким образом, мы предлагаем свою версию тех далеких событий.
Любовь Алексеевна Ширлина действительно согласилась с доводами Раисы о нецелесообразности этого брака, о чем и написала внучке, а Раиса, воспользовавшись этим обстоятельством, представила дело так, что Любовь Алексеевна Ширлина поддерживает не только идею о нецелесообразности брака, но и ее националистические установки, а это в корне меняет ситуацию. Зная довольно хорошо свободолюбивый и независимый характер Ольги, Любовь Алексеевна разумно полагала, что ей будет трудно жить в восточной стране, где ей придется, захочет она того или нет, принимать и соблюдать местные обычаи, о чем и написала внучке.
Кстати говоря, был ли жених Ольги мусульманином, и было ли об этом известно Любови Алексеевне во время дискуссии, точно не известно. Тема ислама вообще не поднималась открыто в рамках обсуждения данной ситуации, это было вызвано тем, что с формальной точки зрения все граждане СССР считались атеистами.
Однако даже если предположить, что Любовь Алексеевна Ширлина располагала информацией о мусульманском вероисповедании жениха Ольги, то ситуация все равно имеет вполне соответствующее духу ислама объяснение. Если принять во внимание, что мусульманину запрещено жениться на неверной, а стать мусульманкой Ольга в тот момент не была готова, в таком случае отрицательная позиция по отношению к такому браку вполне соответствует всем канонам ислама, ибо неверная (в религиозном смысле слова) жена мусульманину не нужна. В результате так и получилось.
В любом случае, более разумно считать, что отрицательная позиция Л. А. Ширлиной по вопросу о перспективности данного брака не была мотивирована религиозными или националистическими соображениями, а стала результатом объективного анализа ситуации с разных сторон.
Таким образом, Любовь Алексеевна все-таки и на этот раз сохранила верность прямому пути, действуя в полном соответствии с предписаниями ислама. И в этом ей помогал Всемогущий Аллах:
Мы ниспослали ясные знаменья, (и ими)
Ведет Аллах к пути прямому,
Того, кого Своим желанием сочтет.
(Коран, 24:46)
Хотя Аллах, Мудр Он и Велик, знает это лучше:
Теперь мы вправе сформулировать вполне однозначный и научно обоснованный вывод о том, что Любовь Ширлина (мир ей) была истинной, хотя и скрытой, мусульманкой, то есть втайне исповедовала Единобожие, и поклонялась только всевышнему Аллаху.
30 октября 2004 г.
Лондон
© Albert Livelman e-mail: albert_liv@yahoo.com
© 2004, Adygean International Congress, London
[1] Вспомним, такой исторический факт: когда Л.Н. Толстого, который примерно в тот же исторический период решил принять ислам, у него возникли очень серьезные проблемы с Русской православной церковью.
[2] Налог в пользу бедных, взыскиваемый ежегодно с каждого состоятельного мусульманина. Вносится в мечеть по окончании священного месяца Рамадан
[3] Здесь и далее цитируется русский перевод смыслов Корана Иман Валерии Пороховой
[4] Точные даты описываемых здесь событий неизвестны. Однако, на основании косвенных данных из других источников можно утверждать, что события эти имели место осенью 1921 или 1922 года
[5] Этот рассказ в данной работе публикуется впервые, так как Л.А.Ширлина запретила публикацию этих материалов при ее жизни. Сейчас, когда с момента смерти Любови Алексеевны прошло достаточно много лет, мы решили сделать эти факты достоянием адыгейской и мировой общественности
[6] Православное сознание вообще не имеет средств защиты от подобной сакрализации родителей, начальников, царей, попов, секретарей обкомов КПСС, президентов и т. п. В этой связи не удивительно, что освободившись от засилия православной церкви и разрушив Российскую империю, но не освободившись от православного сознания, русские создали новую восточную деспотию, при этом в большинстве своем благоговели перед Лениным и Сталиным.
[7] Монотеизм – учение о существовании и единственности Бога – Творца Вселенной и его трансцендентности, недостижимости средствами из этой Вселенной. Считается, что впервые идея монотеизма была ниспослана пророку Аврааму (авраамический монотеизм).
[8] Имя Мессия на русский язык переводится как Спаситель, а на греческий - как Христос
[9] Марйам - Мария, мать пророка Исы (Иисуса Христа)
[10] Здесь речь идет именно о пророческой миссии Иисуса, но не о его божественной сущности, в которую верят христиане. Иудеи не признают Иисуса ни в пророческом, ни в божественном статусе
[11] Признание мусульманина в том, что нет божеств, кроме Единого Бога – Аллаха, и Мухаммад его раб и посланник. Произнесение шахады считается достаточным условием для признания человека мусульманином.
[12] Паломничество к святым местам в Мекку и Медину
[13] Намаз – молитва в исламе, совершаемая пять раз в день
© Albert Livelman Adygean
International Congress 2001 - 2004 |