К истреблению «экстремистского подполья» в Республике Адыгея подключилась власть на местах, видимо почуяв солидные политические дивиденды от этой «борьбы». Интерес к теме подогрела опубликованная в прошлом году книга М. Б. Беджанова «Ислам – религия мира» и его же статья в «Советской Адыгее» «Отвергнув ваххабизм, сохраним себе жизнь», после чего последовали гонения на мусульман республики, о чем мы уже писали ранее.
Так, несколько месяцев назад прокуратурой г. Адыгейска по ст.282 УК РФ (разжигание ненависти либо вражды по признакам отношения к религии) было возбуждено уголовное дело на имама мечети одноименного населенного пункта Наджмудина Абази, адыга-репатрианта из Края Косово Республики Югославия. В вину ему ставится «преподавание Ислама экстремистского толка, разжигание религиозной нетерпимости внутри мечети, хранение литературы и соответствующих предметов того же толка», в общем, весь «джентельменский набор»…
Следует отметить, что последний проживает в Республике Адыгея с середины 90-х годов, женат на гражданке РФ, сам является гражданином РФ, имеет двух несовершеннолетних детей. Кроме того, Абази получил высшее духовное образование в Аммане, Иордания. С самого начала своей деятельности он является официальным работником Духовного управления мусульман Республики Адыгея (далее ДУМ), преподает исламские дисциплины в мечети г. Адыгейска на протяжении почти 10 лет, пользуется заслуженным уважением верующих Теучежского и Тахтамукайского районов республики.
По-видимому, все перечисленное не является аргументом для сотрудников прокуратуры. Никаких нареканий относительно его деятельности ни со стороны населения Адыгейска, близлежащих аулов, властных структур, ни правоохранительных органов, ни со стороны местной власти, тем более ДУМ РА и Краснодарского края, Абази на протяжении всех лет деятельности не получал. Спрашивается, чем же вызван столь резкий поворот в отношении местной власти в лице главы администрации города Адыгейска К. Мамиека и районной прокуратуры к ставшему неугодным имаму.
Причин несколько, при этом налицо главные из них, кстати, не имеющие никакого отношения к религии. Есть мнение, что федеральный центр, обеспокоенный проблемой управляемости страны, как следствие выстраиванием вертикали власти, вот уже на протяжении ряда лет через подконтрольные силовые структуры и ведомства целенаправленно осуществляет шаги в направлении ликвидации республиканского статуса Адыгеи, приведения законодательства последней в соответствие с федеральным, объединения республики с Краснодарским краем.
С недавнего времени из законодательства республики стали изыматься правовые акты, касающиеся соблюдения национальных прав коренного меньшинства республики – адыгов. Упразднено около 90 законодательных актов, гарантировавших и защищавших интересы коренного малочисленного населения, которые в полной мере соответствовали положениям международного и российского права.
Самые основные положения, изъятые из Конституции РА, – о паритетном представительстве в парламенте республики, а также положения (закон РА) о репатриантах, гарантировавшие представителям зарубежной адыгской диаспоры возможность возвращения и проживания на исторической родине. Следствием указанных негативных процессов явилось пресечение процесса репатриации черкесов (адыгов) на историческую родину. Федеральные чиновники в большинстве своем из числа самих адыгов ставят им в вину и происхождение из стран Ближнего Востока, Турции, то есть мусульманских стран, а, следовательно, потенциальную возможность связи их с террористическими организациями.
Под предлогом борьбы с экстремизмом органы власти республики провели ряд показательных процессов по выдворению из Республики Адыгея ряда репатриантов. В эту новомодную деятельность втягиваются все новые и новые ряды «борцов». Массовый психоз чиновников пугающе напоминает недавнее тоталитарное прошлое нашей страны, в которое она скатывается.
Таким образом, некоторые чиновники по указке сверху пытаются любым путем дискредитировать процесс возрождения (в том числе духовного) народа, репатриации адыгов на историческую родину, усугубить демографическую проблему малочисленного народа, который связывает одну из надежд на свое возрождение именно с репатриацией.
Республика Адыгея абсолютно мирный регион внутри Краснодарского края со стабильной политической, экономической и социальной ситуацией. Во главе республики стоит трезвомыслящее, деятельное руководство, предпринимающие попытки вывода экономики республики на более высокий уровень. Как и в соседних северокавказских республиках, в Адыгее на протяжении 10 лет идет процесс возрождения национальной культуры, традиционной религии адыгов – Ислама.
Надо отметить, что развитие Ислама в Адыгее не носит протестно-социального, маргинального характера. Современные мусульмане республики в основной своей массе образованные люди из числа преподавателей вузов, медработников, юристов (в том числе судьи, работники правоохранительных органов, адвокаты и т. д.), имеющие социальный статус в обществе и уважение.
Поскольку в среде местных адыгов нет религиозно образованных людей, которые могли бы встать во главе процесса духовного возрождения, зачастую эту роль берут на себя адыги-репатрианты, вернувшиеся на свою историческую родину. Однако властные органы и в этой казалось бы благополучной ситуации ведут себя крайне нервозно и подозрительно, если не сказать агрессивно по отношению к верующим. Как известно, с недавнего времени гонениям стали подвергаться и местные мусульмане – адыги не репатрианты.
Как всегда и везде претензии одни и те же и совершенно абсурдны: вы все ваххабиты и экстремисты. Такое ощущение, что чиновники борются с самим Исламом по принципу «хороший индеец– мертвый индеец». Ярлык «экстремист» стал сродни термину «враг народа» нашего недавнего прошлого, а люди, пользующиеся им с остервенелой ненавистью, готовы вешать его на любого практикующего мусульманина. В соседних республиках пошли дальше – придумали термин «молящиеся», чтобы отличать тех, кто на самом деле исповедует Ислам, а кто нет.
Подобная кампания в северокавказском регионе приводит к беззаконию и неуправляемости правоохранительных органов, к тотальному нарушению гражданских прав и свобод не только отдельных личностей, но целых этносов. В эту эпидемию вовлекаются все больше и больше регионов.
По ранее отработанному сценарию ситуация в Адыгее в последнее время нагнетается серией провокаций со стороны ряда сотрудников правоохранительных органов, путем избиения верующих, незаконных задержаний, допросов, проведением обысков в частных домах, мечетях, изъятием всей найденной исламской литературы под предлогом экстремистской, среди населения аулов распространяются слухи об изъятии в мечетях наркотиков, оружия.
Доходит до абсурда, когда после обыска в мечети г. Адыгейска сотрудники правоохранительных органов изъяли под видом наркотиков безобидное тминное масло, раструбив об этом по всей республике. О результатах проведенной экспертизы «наркотика» населению разумеется никто не сообщал. Конечно подобная «борьба» с «врагами внутри отечества» сулит ее инициаторам многочисленные плюсы в виде должностей, званий, денежных дотаций на борьбу «с зеленой чумой», тем более что налицо наглядные примеры соседей.
А удобнее начать с чужих, к примеру с репатриантов-адыгов. Накануне, в первых числах марта в «Российской газете», являющейся официальным государственным периодическим изданием, вышла одиозная статья В. Сальникова под заголовком «Расколотое слово». На недавно состоявшемся расширенном координационном совещании правоохранительных органов Адыгеи прокурор РА М. В. Прихленко заявил, что силами правопорядка в Республике Адыгея удалось предотвратить развитие ситуации по нальчикскому сценарию.
Несмотря на то, что предварительное следствие по уголовному делу в отношении Абази Наджмедина не завершено, прокурор РА позволил себе высказывания о его виновности в совершении инкриминируемого ему преступления. В вину Абази ставится пропаганда неполноценности граждан по признаку принадлежности их к религии, а именно Исламу «не ваххабитского толка», требование со стороны имама к прихожанам мечети «забыть свои обычаи и традиции», убеждение в отсутствии необходимости светской власти, наличие литературы «экстремистского толка» у имама.
Подобного рода «обвинения в колдовстве» в духе средневековой инквизиции и периода борьбы с врагами народа 30-х годов XX века СССР не выдерживают никакой правовой критики, являются полнейшим абсурдом.
Особое внимание прокурор сосредоточил на национальных традициях и обычаях, которые якобы подверглись небывалой атаке «сил зла» в лице имама. Однако какие обычаи и традиции имел ввиду прокурор и каким опасностям они подвергаются, он умолчал. Видимо должностное лицо до сих пор находится под впечатлением трудов «хаджи-профессора» и «специалиста» в области Ислама, а также народных обычаев и традиций М. Беджанова, которые он распорядился раздать всем должностным лицам Прокуратуры РА.
К организациям, финансирующим экстремистов, М. В. Прихленко отнес представительство Всемирного общества исламского призыва, штаб-квартира которого находится в Ливии, ныне зарегистрированное в форме учреждения при ДУМ РА и Краснодарского края. Уважаемый прокурор, правда, забыл упомянуть, что данная организации была официально приглашена в Адыгею прежним президентом республики А. А. Джаримовым, который неоднократно встречался с ее представителями.
На протяжении продолжительного времени она занимается благотворительной деятельностью, причем большая ее часть направлена не на мусульман. Так, одним из получателей материальной помощи Всемирного общества исламского призыва, которая выражается в десятках и сотнях тысяч долларов является Русская православная церковь в лице ее регионального руководства (Майкопско-Армавирская епархия), различные учреждения и организации Северо-Кавказского региона, детские дома, учебные заведения.
Исключительно благодаря помощи указанной организации в Адыгейском государственном университете на факультете иностранных языков около семи лет назад было открыто арабское отделение. Среди получателей средств организации значится и супруга бывшего президента РА Фатима Джаримова, а именно ее фонд, занимавшийся благотворительностью. Поэтому хотелось бы сказать чиновникам, делающим подобного рода безответственные заявления: имейте элементарную совесть и благодарность.
Как о самом большом успехе в борьбе с экстремизмом, заявлено о возбуждении уголовного дела в отношении имама г. Адыгейска Абази, снятии его с должности. Видимо, к положительным моментам работы правоохранителей прокурор РА также относит задержание и избиение прихожан соборной мечети г. Майкопа, имевшее место в ноябре 2005 года. Уголовное дело по данному факту, несмотря на наличие подозреваемых, расследуется пятый месяц!
Следующей и, как представляется, основной причиной столь пристального внимания к религиозному деятелю районного масштаба – Н. Абази является политическая ситуация в г. Адыгейске, сложившаяся накануне и после выборов главы города. Город Адыгейск в последнее время насыщен политическими событиями. За пост главы администрации города вот уже несколько лет идут нешуточные баталии.
Население разделилось на различные группы, поддерживающие своих кандидатов на должность. Ранее исполнявший обязанности главы города Ким Мамиек, оставив должность, ряд лет работал в одном из соседних с Адыгейском городов Краснодарского края. Недавний глава города – Паранук – был снят с должности по ряду причин. Должность мэра снова стала свободной. На нее претендовали депутат республиканского парламента Ю. Удычак, на которого сделала ставку республиканская власть и в предвыборный штаб которого вошел имам Адыгейска Н. Абази и ряд прихожан мечети Адыгейска.
На эту должность также стал претендовать бывший глава Ким Мамиек, у которого с Абази сложились неприязненные отношения. Надо отметить, что Мамиек – бывший работник МВД РА, с самого появления в Адыгейске Абази относился к нему и к мусульманам предвзято, запрещал произносить призыв на молитву (азан) с минарета, всячески препятствовал развитию Ислама в городе, публично позволял себе высказывания о неблагонадежности Абази, о необходимости его выдворения.
Конфликт усугубился тем, что Н. Абази и часть верующих мусульманской общины Адыгейска поддержали на выборах главы города кандидатуру Ю. Удычак, войдя в его предвыборный штаб. Однако победа оказалась на стороне К. Мамиека, который, получив властные полномочия, не упустил возможности отомстить Абази за его гражданскую позицию.
Нет ничего проще, чем на волне антиисламских настроений, царящих в обществе, обвинить оппонента в экстремизме. Не без давления вновь избранного главы города К. Мамиека районная прокуратура возбудила в отношении Абази уголовное дело по явно надуманному поводу – разжигание национальной, религиозной розни (нетерпимости).
В вину имаму ставится якобы неправильное преподавание основ Ислама прихожанам мечети, детям. При этом, как уже говорилось, Абази является сотрудником ДУМ РА и Краснодарского края, входит в Совет ДУМ, программа обучения, которой он руководствуется, разработана ДУМ, согласована с властями, ведется на протяжении 10 лет.
Сразу же после возбуждения уголовного дела, Абази, со слов последнего, был ночью доставлен в РУБОП МВД РА на «беседу», где ему «в доступной и понятной форме» разъяснили, что с ним будет за его деятельность. Беседу проводили высокопоставленные сотрудники из Москвы, разговаривавшие с ним по-арабски.
Одновременно обыскали его квартиру в г. Адыгейске, обыскали его беременную на тот момент жену, причем делали это сотрудники мужского пола. Одновременно, обыски прошли на квартирах у всех посетителей мечети г. Адыгейска из числа единомышленников Абази, в том числе детей. С грубейшими нарушениями УПК РФ у них была изъята вся находившаяся дома исламская литература на русском языке без предоставления копия протоколов обысков лицам, у которых они проводились, с угрозами разоблачений в их адрес.
Никого из сотрудников правоохранительных органов не интересовала тематика изъятой литературы, где, у кого и как она приобретена, легальна она или нет. Была поставлена задача – найти и разоблачить любой ценой, что и было продемонстрировано.
Параллельно в мечетях Теучежского и Тахтамукайского районов Адыгеи, которые более или менее регулярно посещают молодые верующие, стали регулярно приезжать с непонятными проверками сотрудники милиции, выяснять кто экстремист, а кто нет. Подобного рода силовые акции начались сразу после трагических событий в г. Нальчике, имевших место в октябре 2005 года.
Таким образом, налицо страшная фальсификация, когда в угоду политических амбиций одного лица, желающего рассчитаться с политическими оппонентами, ущемляются конституционные и гражданские права целой группы населения, разжигается ксенофобия в обществе, которая может иметь страшные последствия.
Надеемся, что общественность республики и всей страны в лице различных общественных организаций и граждан реально оценит складывающиеся негативные тенденции развития общественной и политической жизни в республике и адекватно отреагирует на них.
Абдуллах (Петр) Семенов, черкес, Краснодар
Материал опубликован на сайте независимого исламского информационного канала Ислам.Ру по адресу http://www.islam.ru/pressclub/tema/adygeja/
© Albert Livelman Adygean
International Congress 2001 - 2005 |