Адыгея - краткий исторический очерк

Адыгейцы (самоназвание народа - адыги) - древний автохтонный народ на Северо - Западном Кавказе, больше известный в исторических анналах мира как черкесы.

В эпоху раннего металла на Северо - Западном Кавказе возникли культуры земледельческого и скотоводческого типа. К III тыс. до н.э. здесь зарождается и достигает своего расцвета дольменная культура, названная так из-за своеобразных погребальных памятников в виде мегалитов. Она просуществовала до последней четверти II тыс. до н.э. Ареал распространения кавказских дольменов является прародиной адыго - абхазских племен. На сегодняшний день на территории республики обнаружено пять дольменных полей, в которых около 200 целых и полуразрушенных дольменов.

Параллельно с дольменной культурой в Прикубанье существовала Майкопская археологическая культура. Первые классические памятники Майкопской культуры в виде больших курганов с великолепными изделиями из драгоценных металлов открыты в Прикубанье в дореволюционное время. В их числе знаменитый курган, раскопанный в Майкопе в 1897 году профессором Веселовским Н.И. и давший наименование культуре в целом. К известным памятникам этого периода относятся поселения Мешоко, Скала, Хаджох, Ясеновая Поляна и др.

Первое железо появляется здесь со II тыс. до н.э. и влечет за собой в конце IX - начале VIII вв. до н.э. крупные экономические и социальные сдвиги. Хозяйственный уклад представлен скотоводством, земледелием, металлургией и металлообработкой, ткачеством и прядением. Этот период характеризуется в истории как протомеотский.

С I тыс. до н.э. впервые становятся известными названия племен Северного Кавказа - меоты, синды, ахеи, зихи и др. - сыгравшими главную роль в этногенезе адыгов. В греческих и римских источниках они упоминаются под собирательным названием меоты и занимали в I тыс. до н.э. восточное побережье Черного, Азовского морей и Прикубанье.

В начале V в. до н.э. на землях одного из меотских племен синдов возникают города - центры ремесла и торговли. Благодаря контакту с греческим миром у синдов ускоряется процесс возникновения классов и государства. К концу V в. до н.э. Синдика превращается в настоящее царство. Складываются тесные политические и экономические отношения с Боспорским государством. Существует мнение ряда ученых о том, что династия Спартокидов, правившая Боспором более 150 лет была не греческой, а меотской ( Артамонов М.И., Крупнов Е.И. ).

В VII - VI вв. до н.э. начало широкого освоения железа на Северо - Западном Кавказе вызывает мощный подъем в развитии производительных сил, способствующих преобразованию всей материальной культуры и общественной жизни. К этому времени по правобережью Кубани и по левым ее притокам до северных склонов Кавказского хребта, вдоль восточного побережья Меотского озера ( Азовское море ) складывается меотская культура. Меоты были оседлыми земледельцами. Наряду с земледелием было развито животноводство, рыболовство, металлургия и металлообработка, ремесла ( керамическое, ткачество, ювелирное, кожевенное, деревообработка и др. ).

Высокий уровень материальной и духовной культуры меотов и влияние на нее соседних народов подтверждают уникальные находки, сделанные при раскопках курганов близ аула Уляп Красногвардейского района, вошедшие в мировую историю в начале как Ульские курганы, а после сенсационных исследований, проведенных профессором Лесковым А.М. в 1981 - 1982 гг., переименованные в Уляпские курганы.

С начала нашей эры на историческую арену выдвигается одно из приморских племен - зихи. Оказавшись по ряду причин в более выгодном положении, чем степные меоты, зихи начинают играть важную роль в объединительном процессе. К VI в. н.э. вокруг зихов объединяются соседние племена и образуется Зихский Союз. Авторы VIII в. н.э. упоминают Зихию как значительную страну на восточном берегу Черного моря. Это событие явилось проявлением процесса консолидации племен в единую адыгскую народность. Наряду с Зихским Союзом формируются два других - Касожский в Закубанье и Абазгский на юго - востоке.

В VI в. н.э. усиливается влияние Византии на Северо - Западном Кавказе. К VI в. н.э. относят и обращение в христианство прибрежных адыгов и образование Зихской епархии, которая непосредственно подчинялась византийскому патриарху. Упоминание к этому времени адыгов под названием зихов и касогов дает основание говорить о распаде общеадыгского единства на западных и восточных адыгов ( кабардинцев ).

В 944 году после разгрома Хазарского каганата Киевским князем Святославом город Таматарха вошел в состав Руси под названием Тмутаракань. Территория Тмутараканского княжества охватывала Восточный Крым, Таманский полуостров. На его территории проживали славяне, адыги, греки, аланы и др.

С X в. в русской Лаврентьевской летописи впервые упоминаются адыги под именем касогов. Касоги состояли в дружине Тмутараканского князя Мстислава и принимали участие в походах XI в. против Ярослава Мудрого. С ослаблением Киевского государства русские князья теряют Тмутаракань. Это произошло в конце XI - XII вв.

Кипчаки ( половцы ) отрезали Тмутаракань от Руси. Славянское население Северо - Западного Кавказа смешалось полностью с адыгами.

Со второй половины XIII в. и почти до конца XV в. на процесс культурно - исторического развития адыгов определенное влияние оказывали генуэзцы, имевшие на землях адыгов свои города - колонии: Матрега, Копа, Мапа. Население состояло из итальянцев, греков, адыгов.

Через территорию исторической Черкесии проходил знаменитый "Шелковый путь", о чем свидетельствуют археологические материалы из могильника Мощевая Балка ( VII - IX вв. ) на р. Б. Лаба, Псебайского района и Белореченские курганы ( XIII - XV вв. ).

В X в. адыги выступают уже как единый народ. По своим антропологическим данным адыги относятся к северо - западной группе понтийского типа европеоидной расы. По языку - к северо - западнокавказской ( абхазо - адыгской ) группе кавказских языков. Формирование адыгского этноса на протяжении тысячелетий проходило в тесном контакте с племенами Передней Азии, греками, киммерийцами, скифами, сарматами. Основными районами расселения адыгов были северо - западные предгорья и равнины нижнего течения Кубани и восточное побережье Черного моря от устья Дона до Абхазии. Об адыгском обществе того времени можно говорить как раннефеодальном. Ведущей отраслью экономики было пашенное земледелие. Развито было скотоводство, коневодство, рыболовство, ремесла. Яркими примерами раннесредневековой и средневековой культуры адыгов явились находки могильника Колосовка ( VIII в. ), могильника Псекупс ( VIII - IX вв. ), Белореченские курганы ( XIII - XV вв. ) и др.

Монгольское нашествие изменило карту расселения племен в восточных и центральных районах Северного Кавказа. В 1238 - 1239 гг. монголы полностью захватили равнины Предкавказья. В начале 40 - х гг. XIII в. сложилось государство Золотая Орда, южные границы которого простирались до Крыма и предгорий Кавказа. В этих условиях и при такой политической обстановке происходит миграция части адыгов ( кабардинцев ) на восток, в пределы Центрального Предкавказья, что в свою очередь привело к распаду общеадыгского языка на западно - адыгский (адыгейский) и восточно - адыгский ( кабардинский ) диалекты, позднее ставшая основой становления современных адыгейского и кабардинского языков. Примерно с 40 - х гг. XIII в. в источниках появляется слово "черкес". Этноним "черкес", возникший в тюркоязычной среде для обозначения адыгов, был воспринят другими народами и прочно вошел в европейскую и восточную литературу.

В XVII в. отделившаяся от кабардинцев часть адыгов, продвигаясь обратно на запад, осела на территории Верхней Кубани. Это так называемые бесленеевцы. В конце XVIII - начале XIX вв. к ним присоединилась вторая группа, ушедшая из Кабарды. В результате всех этих событий адыги оказались разделенными на три народа (адыгейцев, кабардинцев, черкесов ), хотя кроме языка, духовной и материальной культуры, общего самосознания, у адыгов была и общая территория.

В XII - XIII вв. процветает вывоз рабов адыгского происхождения на невольничьи рынки стран Ближнего Востока, в особенности Египта, где их приобретали султаны для пополнения своей охранной гвардии мамлюков. Приток рабов позволил одному из адыгов Аль-Малику - аз- Захиру Баркуку аль Черкеси захватить власть в Египте и основать Черкесскую династию мамлюков, которая правила в Египте и Сирии с 1382 по 1517 гг. Окончательно мамлюки сходят с политической арены Ближнего Востока в 1811 году. Черкесские мамлюки оставили большой след в истории и культуре Египта, Сирии, всего Ближнего Востока. Они отразили наступление крестоносцев, остановили натиск завоевателя Тамерлана, значительно расширили пределы мамлюкского государства. В период правления черкесской династии большое развитие получила архитектура, были построены оросительные системы, особым покровительством пользовались поэты, музыканты, философы, историки.

Упадок христианства у адыгов начинается с конца XV в. после падения Константинополя в 1453 г. и исчезновения Византийской империи с политической карты мира. С конца XVI в. усилиями крымско - татарских ханов и турецких миссионеров в адыгскую среду внедряется мусульманство суннитского толка. Все это сопровождается военной экспансией со стороны крымских ханов. ( На усиление и окончательное закрепление ислама на Северо - Западном Кавказе решающее воздействие оказала Кавказская война XIX в. и методы ее ведения со стороны Российской империи ) . Учитывая эту опасность, часть адыгских ( кабардинских ) князей, придерживающихся российской ориентации, во главе с верховным князем Кабарды Темрюком Идаровым обращается в Москву с просьбой о присоединении к России. В 1557 г. подписыватся договор о вхождении Кабарды в состав Российского государства. Этот политический акт закрепляется брачным союзом между Иваном IV и дочерью Темрюка Гошевнай ( в крещении Мария ). Это способствовало появлению в окружении царя Ивана IV могущественного и знатного рода князей Черкасских, из среды которых вышли военачальники и высшие сановники Московского государства, а позднее и Российской империи - Яков Куденетович, князь, боярин, воевода. Командовал русской армией на южной границе; Михаил Алегукович, генералиссимус России с 14 декабря 1695 г., сподвижник Петра I; Алексей Михайлович, князь, фельдмаршал, ставший в 1740 г. Великим Канцлером и Президентом коллегии иностранных дел России и др.

К XVIII в. адыги занимали территорию от устья Кубани вдоль побережья Черного моря до р. Псоу, а по северной покатости Кавказских гор до Осетии. И еще в первой половине XIX в. они занимали обширную территорию Причерноморья и Северного Кавказа. С продвижением России на юг ареал проживания адыгов к 30 - м гг. XIX в. сократился до 180 тыс. кв. км.

Их численность к 1830 г. составляла, по данным русского офицера Новицкого, 1 млн. 82 тыс. человек, сохранялись этнические подразделения адыгов: шапсуги, абадзехи, натухаевцы, темиргоевцы, бжедуги, хатукайцы, бесленеевцы, егерухаевцы, махошевцы, адамиевцы, мамхеговцы, кабардинцы.

К 60 - м гг. XIX в. в результате Кавказской войны и насильственной депортации в пределы Османской империи на исторической Родине осталась лишь 5 % адыгов. Современное состояние адыгского народа определяется этнографами как состояние рассеяной нации. В Турции, Сирии, Иордании, Израиле, США, Ираке, Египте, Саудовской Аравии, Германии и других странах ( всего более 50 странах мира ) проживает более 3 млн. адыгов.

После окончания Кавказской войны на территории Северо - Западного Кавказа до 1867 г. действовал военно - оккупационный режим. Адыгское население целиком было отдано в ведение военных властей. С 1 января 1867 г., наконец, ликвидируются военно - народные округа и адыгское население входит в состав общего населения вновь образованных уездов - Майкопского, Екатеринодарского, Баталпашинского.

21 марта 1888 г. Александр III утвердил новое положение об учреждении управлений Кубанской, Терской областей и Черноморской губернии, по которому упразднялись учреждения гражданского ведомства и устанавливалось узкокастовое военно - казачье управление без участия горских народов.

В 1914 - 1917 гг. адыги приняли участие в I мировой войне в составе Черкесского полка "Дикой дивизии". В результате Гражданской войны вновь происходит значительный отток адыгского населения в Турцию и страны Ближнего Востока. Только после Великой Октябрьской Социалистической революции было положено начало процессу возрождения древнего адыгского народа как этноса. 21 июля 1922 г. была образована Черкесская (Адыгейская) автономная область. В 1936 г. постановлением ВЦИК столица Адыгеи была переведена из города Краснодар в город Майкоп.

5 октября 1991 г. адыгейский народ добился подлинной государственности - была провозглашена Республика Адыгея. Правовым документом определившим место и роль Адыгеи в обновляющейся России стала Декларация "О государственном суверенитете Советской Социалистической Республики Адыгея". Юридическое оформление нового статуса Адыгеи как самостоятельного субъекта Российской Федерации произведено принятием Верховным Советом РСФСР Закона РСФСР от 3 июля 1991 г. N 1535 - 1 "О преобразовании Адыгейской Автономной Области в Советскую Социалистическую Республику Адыгея".
В декабре 1991 г. состоялись выборы депутатов в Верховный Совет Республики Адыгея. Был сформирован первый в истории Адыгеи парламент.
В январе 1992 г. был избран первый президент Республики - Джаримов Аслан Алиевич.
В марте 1992 г. - первый председатель Верховного Совета Республики Адыгея - Тлеуж Адам Хусейнович.
За пять лет Адыгея обрела все атрибуты государственности, начиная от государственной символики и заканчивая принятием Конституции Республики Адыгея и формированием органов государственной власти.

Конституция Республики Адыгея была утверждена Законодательным Собранием - Хасэ 10 марта 1995 г.

 

Альберт Ливельман

(Очерк составлен по материалам различных электронных публикаций, посвященных десятилетию Адыгеи в 2001 году)

 

© Albert Livelman Adygean International Congress 2001 - 2004
Альберт Ливельман Адыгейский международный конгресс
По всем вопросам обращайтесь по адресу
albert_liv@yahoo.com

Используются технологии uCoz