Адыгейский международный конгресс

Альберт Ливельман

Крах адыгейской государственности

 

Содержание

1.      Адыгея накануне выборов

2.      Адыгея сделала свой выбор

3.      Итоги адыгейских выборов

 

1.      Адыгея накануне выборов

Данная работа представляет собой отчет автора о ситуации в Республике Адыгея накануне президентских выборов 2002 года. Ситуация изучалась на месте в рамках частной поездки на Кавказ, состоявшейся 16 – 25 ноября 2001 года.

Исследования проводились на территории одного из аулов, расположенных в Республике Адыгея, а также в столице Республики Адыгея городе Майкопе.

В дальнейшем отслеживались сообщения информационных агентств о ходе избирательного процесса и результатах президентских выборов.

На завершающем заседании по регистрации кандидатов в президенты республики Адыгеи 23 ноября 2001 года Центральной избирательной комиссией Республики Адыгеи было принято решение допустить к предвыборной агитации девять кандидатов в президенты. Ими стали: военный пенсионер Анатолий Мельник, ректор Майкопского технологического института Асланчерий Тхакушинов, действующий президент республики Аслан Джаримов, глава администрации города Майкопа Михаил Черниченко, председатель парламентского комитета по финансам Аслан Матыжев, председатель Союза Славян Адыгеи Нина Коновалова, генеральный директор Кабардино-Балкарского центра "КамАЗ" Заурбий Тлехас, президент золотодобывающей компании "Полюс" Красноярского края Хазрет Совмен и глава администрации Тахтамукайского района республики Николай Демчук.

Из-за большого количества неточностей в подписях избирателей, собранных в поддержку выдвижения, Центризбирком отказал в регистрации председателю совета директоров научно-производственного концерна "Аякс" из Краснодара Руслану Гусаруку и временно неработающему Виктору Ващукову. Еще до регистрации по собственному желанию сошел с дистанции предприниматель Владимир Стасев.

Таким образом, предвыборная кампания в Адыгее вышла на этап предвыборной агитации, который закончится за сутки до голосования, то есть вечером 11 января 2002 года.

Основной политологической целью исследования было изучение спектра политических сил, действующих в адыгейском обществе. Предполагалось, что предстоящие выборы Президента Республики Адыгея должны активизировать политическую жизнь Республики, создавая благоприятные условия для проведения подобных исследований. Обычно во время выборов обсуждение актуальных для данного общества в данное время проблем переносится на политическую трибуну, выводя их из частных бесед на государственный уровень.

Однако я не увидел в Адыгее никакого желания что-либо обсуждать, причем это наблюдается как на частном, так и на государственном уровнях. Конечно, здесь можно сказать, что предвыборная кампания еще не набрала силу, а предвыборная агитация на этапе регистрации кандидатов запрещена действующим законодательством. Однако низкая политическая активность избирателей, на мой взгляд, объясняется тем, что в Республике Адыгея за десять лет государственности так и не сформировалось гражданское общество, являющееся неотъемлемым атрибутом  демократии. Под гражданским обществом понимается система независимых от властей общественных структур, занимающихся решением стоящих перед обществом проблем. Прежде всего, следует отметить отсутствие независимых средств массовой информации и массовых общественных объединений, выражающих интересы широких слоев адыгейского общества.

В результате, рядовые избиратели не верят в демократию как в возможность отстаивать свои политические интересы посредством выборов, не воспринимают себя полноправными участниками политического процесса, отказываются брать на себя ответственность за свою судьбу, доверяя ее случайным людям.

Отсутствие независимых общественных структур во многом объясняется отсутствием внутренних финансовых источников. Адыгея является одной из самых бедных республик Российской Федерации, ее бюджет на 70% состоит из российских дотаций. А поскольку это финансирование осуществляется через республиканское правительство, то власти имеют возможность контролировать все экономические институты, а через них и все общество.

Конечно, в Республике имеется много общественных объединений,  но они либо существуют при финансовой поддержке республиканского правительства, и поэтому лояльны ему, либо отстаивают свои узкие частные или корпоративные интересы.

В Республике Адыгея творится законодательный произвол, права человека постоянно нарушаются в массовом порядке, полномочия местной милиции безграничны, а население запугано властями до такой степени, что предпочитает вообще не участвовать в активной деятельности. Радио Свобода часто обращало внимание на подобные нарушения прав человека в соседнем Краснодарском крае под руководством Кондратенко, хотя жители Адыгеи испытывают на себе значительно больший произвол со стороны местных правоохранительных органов.

Что касается проблем, обсуждаемых на неофициальном уровне гражданами Адыгеи, то они практически не отличаются от аналогичных тенденций на остальной территории России. Это -  низкий уровень жизни, бедность, безработица и многие другие негативные общественные явления, характерные практически для всей России. Кавказский фактор и его влияние на ход избирательного процесса оказывается в Адыгее на этих выборах менее значительными, чем на прошлых выборах.

В подобных условиях почти полной закрытости адыгейского общества нетрудно сделать предварительный прогноз, который заключается в следующем.

Будучи профессиональным аппаратчиком и возглавляя адыгейскую элиту еще с советских времен, Аслан Джаримов без особого труда сможет добиться поддержки со стороны Кремля. А местная элита, по крайней мере, элита этнических адыгов, и без того находится под контролем Президента Адыгеи. Опасаясь протестного голосования, при котором голосуют против действующих властей, обвиняя их в ухудшении своего жизненного уровня, власти могут развернуть кампанию запугивания населения возможностью межнациональных конфликтов внутри республики, как это было на прошлых выборах, хотя никаких объективных оснований для обострения межэтнических отношений в Адыгее на сегодняшний день не наблюдается, хотя действующая администрация настойчиво ставит себе в заслугу относительно спокойную межэтническую ситуацию в Республике.

В Интернет на официальном сайте Республики Адыгея www.adyghea.ru опубликовано приветствие Президента Республики Адыгея А. Джаримова к пользователям Интернет, причем все это очень красиво оформлено для привлечения на свою сторону избирателей-пользователей Интернет. В частности, Джаримов пишет, что Интернет в Адыгее уверенно вошел во все сферы общественно-политической и социально-экономической жизни. Как и миллионам других людей во всем мире, современные информационные технологии, олицетворением которых по праву является Интернет, помогают нам решать массу проблем, а главное - дают уникальную возможность ближе познакомиться с жителями самых дальних уголков планеты, ближе узнать культуру и особенности любого народа, проживающего на Земле. И я очень рад, что отныне и у вас есть возможность прикоснуться к древней и прекрасной земле Адыгеи, воочию увидеть красоту ее природы и, что не менее важно, найти здесь отзывчивых друзей и надежных деловых партнеров.

Люди многих национальностей по праву называют Адыгею своим домом. Адыги и русские, армяне и греки, украинцы и немцы, корейцы и татары... Представители более 100 народов живут в мире и согласии на нашей гостеприимной земле, и все они вносят в общую палитру свои краски и оттенки, создающие в итоге неповторимую картину добра и щедрости, взаимопонимания и дружбы.

Действительно, за последнее время Интернет в Адыгее развивается очень бурными темпами. Многие местные средства массовой информации, такие как ежедневная газета «Советская Адыгея», создали свои сайты в последние месяцы. При определенных условиях это обстоятельство может способствовать укреплению информационной свободы общества.

Вообще, в нынешних политических условиях проведение выборов, на мой взгляд, является формальностью, ибо почти все решает так называемый административный ресурс. И если действующая администрация пошла на изменение накануне выборов республиканского законодательства в пользу возможности выдвижения Аслана Джаримова на третий срок, то понятно, что власти не остановятся ни перед чем во имя сохранения своего положения.

Состоявшиеся 4 марта 2001 года выборы в Хасэ сопровождались многочисленными неожиданностями, которые отмечались в программе Радио Свобода «Выборы 2001». 1 марта. Не исключено, что многие методы проведения агитации, отработанные в прошлый раз, будут использованы действующей властью и сейчас, возможно, с большей эффективностью.

Впрочем, Адыгея живет не только политикой и выборами, которые на местах воспринимаются населением как простая формальность.

Среди культурных особенностей адыгейского общества, прежде всего, привлекает внимание отсутствие единого культурного пространства на территории Республики Адыгея. Жители Адыгеи не осознают себя носителями единой культуры Республики, предпочитая жить в закрытых мелких культурно-этнических  или конфессиональных автономиях. Причем это характерно не только для меньшинств, но и для таких крупных этносов, как славянский и адыгский. Это один из важнейших факторов дестабилизации государства, так как фактически получается, что на одной территории существуют несколько независимых и самодостаточных обществ, что несет в себе мощный конфронтационный потенциал, так как такая поляризация по этническому признаку несет в себе скрытую враждебность представителей различных этнических или конфессиональных групп. Живя в Адыгее, человеку любой национальности очень трудно сохранить свою индивидуальность и целостность личности.

Парадоксально, но здесь, за пределами Адыгеи, человек имеет более реальную возможность  реализовать себя в качестве адыгейца, естественно, учитывая свои индивидуальные особенности. Человек, живущий в Адыгее, не может свободно проявлять свою индивидуальность, он не имеет права быть непохожим на своего соседа, так как в этом случае он рискует оказаться вообще в полной изоляции. Такое общество, поверьте мне, не скоро сможет назвать себя демократическим. Не знаю, характерно ли это только для сельской местности или для Республики в целом, но там вообще нет свободных людей.

Учитывая все вышесказанное, напрашивается вывод, согласно которому в настоящее время в Республике Адыгея отсутствуют благоприятные условия для возвращения туда этнических адыгов – представителей зарубежной диаспоры, одним из которых я как раз и являюсь. Это ни в коем случае не означает, что Адыгейский международный конгресс изменяет свои цели, но придется признать, что задача адаптации новых адыгов в адыгейское общество оказывается более трудной, чем представлялось ранее, а сама адаптация, скорее всего, лишена романтики.

В недалеком прошлом территория Адыгеи была частью Советского Союза. В СССР каждый человек любой национальности сознательно отучался от осознания своей национальной принадлежности, составляя единую общность под названием «советский народ», объединенную на основе интернационализма, атеизма и единой исторической миссии. Национальность была тогда лишь строчкой в паспорте. Те национальные общности, которые пытались противостоять ассимиляции в советское общество, подвергались преследованиям и репрессиям. К счастью, черкесские народы избежали поголовной депортации в советское время.

Когда все это рухнуло, какая-то часть советских людей вспомнила свои истоки и стала возвращаться к обычаям своих предков, хотя большинство бывших советских людей так и осталось в подвешенном состоянии вне культурного пространства.

Безусловно, все народы бывшего СССР сейчас переживают культурную революцию, пересматривая исторические ошибки советского периода. Времена изменились – империи ушли в прошлое. Однако антикавказская истерия, сознательно поддерживаемая многими российскими средствами массовой информации, мешает построению новых межнациональных отношений, порождая многие негативные явления как на общественном, так и на бытовом уровнях.

Завершая вопрос о национальной идентификации, рассмотрим еще один аспект этого вопроса. Вообще говоря, в современной России существует много различных смыслов  понятия «русский». Все жители современной Адыгеи получали образование в советских школах. Эти школы приобщали нас к ценностям советской культуры, которая по своей природе была как раз антирусской. Отголоски этого антируссизма наблюдаются в Адыгее и сейчас, хотя адыгейцы к этому, понятно, не имею никакого отношения. Так называемое «октябрение», представляющее собой саркастическую пародию православного обряда крещения детей в возрасте до 1 года, причем в роли священников выступали представители местных органов советской власти, возникло на некоторых территориях СССР в 1920-х годах, как средство снизить стремление русского населения к православию, в Адыгее это явление сохранилось на долгие десятилетия, но местным русским населением этот обычай почему-то не воспринимается как антирусский. И это не единственный пример.

К примеру, в 1995 году в России проводился опрос, в результате которого выяснилось, что большинство населения считают себя православными, хотя и не верят в Иисуса Христа. Какие же они тогда православные? Но несмотря на это, считается приемлемым, если такие люди совершают религиозные обряды, венчаются, крестятся, крестят своих детей, сами не зная зачем. Такое «национальное самосознание» вряд ли может вызвать уважение у кого-либо. Проясните, пожалуйста, эту ситуацию, если сможете.

И еще, о «ребятах со свастикой» – они тоже называют себя русскими, призывают бороться за чистоту русской нации, а их высказывания и иногда действия в отношении представителей коренных народов Кавказа, уверен, греют душу многим русским, живущим на Кавказе.

На публичной встрече автора с местными жителями одна из лидеров местной славянской общины рассказывала, что Президент Адыгеи Аслан Джаримов обижается на ее супруга крупного местного предпринимателя Павла Б. за то, что Павел Б. пропил его подушку в студенческие времена. Не вполне понятно, как можно решиться на такой безответственный поступок и распорядиться имуществом, принадлежащим другому человеку и ожидать при этом, что настоящий хозяин об этом просто забудет. А ведь моя собеседница утверждает, что русский бы это понял и забыл.

Преподносится все это как русская щедрость, составляющая предмет национальной гордости русского народа. Вот как можно превратить обычную безответственность в предмет гордости. Причем еще хорошо, если это правильно понять как безответственность.

Вообще говоря, при нормальном подходе к жизни пропить чужую подушку можно только в том случае, если имеется сознательное желание показать свою враждебность ее истинному хозяину. Естественно, что хозяин пропитого должен будет понять случившееся как демонстрацию неприязненного к нему отношения.

На частном уровне многие адыги рискуют столкнуться с угрозой быть обвиненными в русофобии, причем это обстоятельство требует определенных разъяснений. Мы вполне понимаем, что определенные льготы для адыгов, я имею в виду пресловутый принцип паритета, жизненно важны, так как адыги оказались на своей родной земле меньшинством, которому угрожает ассимиляция, в то время как большинство адыгов в результате многочисленных кавказских войн оказалось за пределами своей исторической территории, в странах Ближнего Востока, Европы и Южной Америки.

Создатели Адыгейского международного конгресса исходят из западного мировоззрения.  Основное достижение западной демократии состоит в ее индивидуальном подходе, уважении права человека быть самим собой.

Безусловно, никто не сможет насильно сделать адыгов русскими, так как никто не сможет насильно заставить кого-либо соглашаться и поддерживать обычаи и традиции, которых останутся не понятыми.

Понятно, что романтическое отношение к Адыгее, возникшее на заре нашей государственности у многих зарубежных адыгов, слегка подорвано, но власти республики, я думаю, заинтересованы в тесных связях с зарубежной диаспорой, которая может стать основой для так необходимых сегодняшней Адыгее инвестиций.  Но как раз действующая власть своими действиями отпугивает потенциальных инвесторов. У меня сложилось впечатление, что экономические реформы в Адыгее и не начинались вовсе. Республика сильно напоминает Советский Союз как по политическому, так и по экономическому развитию.

В октябре 2001 года в Адыгее проходили торжества по случаю десятилетия Республики Адыгея. Безусловно, хорошо, что адыгейский народ стал на путь национального возрождения, но все-таки происходящие в Майкопе события все чаще приводят меня к мысли о напрасно потраченном времени и об упущенном историческом шансе.

Но, составляя программу исследований в Адыгее, мы действительно не учел одно очень важное обстоятельство. Адыгейский международный конгресс рассматривает Адыгею как самостоятельное политико-государственное образование, не учитывая, что все-таки Адыгея пока еще входит в состав России. А с точки зрения русского пока еще большинства, их станицы вроде бы и не адыгейский вовсе, а обычные российские поселения. За десять лет адыгейской государственности эта часть населения так и не смогла успешно интегрироваться в новые политические условия и живет иллюзиями об имперском могуществе великой России. Безусловно, Адыгейский международный конгресс в будущем должен учитывать русский фактор при разработке кавказских мероприятий, причем его недооценка может привести к возникновению негативных последствий, замедлить процесс формирования адыгейской государственности или вовсе его остановить.

Несмотря на то, что наше романтическое отношение к Адыгее всеми этими событиями слегка нарушилось, я так же, как и раньше, надеюсь на активное продолжение деятельности Адыгейского международного конгресса и достижения поставленных целей.

Переход на начало документа

2.      Адыгея сделала свой выбор

В качестве кандидатов в Президенты Республики Адыгея Были зарегистрированы 9 человек, однако два кандидата добровольно сняли свои кандидатуры в установленные законодательством сроки. Кандидатами в президенты были 7 человек, в том числе действующий Президент Республики Адыгея Аслан Джаримов, председатель Союза Славян Адыгеи Нина Коновалова, президент золотодобывающей компании "Полюс" Красноярского края Хазрет Совмен, а также глава администрации города Майкопа Михаил Черниченко, председатель парламентского комитета по финансам Аслан Матыжев, военный пенсионер Анатолий Мельник и ректор Майкопского технологического института Асланчерий Тхакушинов.

Генеральный директор Кабардино-Балкарского центра "КамАЗ" Заурбий Тлехас снял свою кандидатуру в пользу действующего президента Аслана Джаримова, а Николай Демчук тоже снял свою кандидатуру, но в пользу своего земляка, предпринимателя и золотопромышленника Хазрета Совмена.

Еще до начала предвыборной гонки было понятно, что основная борьба развернется именно между двумя кандидатами. Однако, изучив обстановку на месте, я пришел к выводу, что в Адыгее установлен авторитарный режим, причем ничего не предвещало никаких неожиданностей, не отмечалось никаких признаков повышения политической активности населения. Права и свободы граждан Адыгеи существенно ограничены, независимые средства массовой информации отсутствуют, политические партии и прочие общественные объединения находятся в зачаточном состоянии.

О такой ситуации мечтает каждый руководитель перед своим переизбранием, так как она предоставляет действующей власти практически неограниченные возможности контроля правительства за общественными процессами.

Законодательные нормы, запрещающие одному  и тому же лицу занимать пост Президента Адыгеи за несколько месяцев до назначения выборов были изменены в пользу предоставления такой возможности Аслану Джаримову, что свидетельствует о том, что добровольный уход с политической сцены Республики Адыгея Джаримовым и его администрацией не планировался. Политические соперники Аслана Джаримова внутри Адыгеи были настолько слабыми, что он мог не опасаться за свои полномочия. Так продолжалось до тех пор, пока в предвыборную ситуацию не вмешались внешние силы. Ценз оседлости для кандидата в Президенты Адыгеи был признан Конституционным судом Российской Федерации незаконным, в связи с чем Госсовет Хасэ Адыгеи был вынужден отменить это требование, что юридически открыло путь в Президенты Адыгеи для любого гражданина Российской Федерации.

Дальнейшее превзошло все ожидания местной элиты. В Адыгею приехал «денежный мешок» из Сибири Хазрет Совмен и всех купил, в то время как действующая элита оказалась абсолютно неготовой к такому повороту событий, ибо оказалось, что избирателям никто так и не смог популярно объяснить основные объективные законы экономического развития.

В Адыгее нет и никогда не было золотых приисков, поэтому хорошо было бы узнать, какими деньгами Хазрет Совмен собирался оплачивать свои обещания. Государственный аппарат, привыкший управлять своим населением при помощи механизма принуждения, оказался не готов к публичной борьбе с человеком, который был им неподвластен из-за своего финансового положения.

Представители действующей элиты пытались бороться с Совменом привычными для себя методами.  Во-первых, они неоднократно пытались убедить российское правительство в том, что только они способны сохранить стабильность в регионе.

По этому поводу сторонники Совмена из аула Тахтамукай направили 25 декабря 2001 года обращение Президенту РФ с просьбой обеспечить проведение в республике честных и демократических выборов Президента республики Адыгея. Они были обеспокоены тем, что по их мнению, в республике под надуманными предлогами предпринимаются попытки снятия с
дистанции кандидатов от оппозиции. Участники митинга высказывали обеспокоенность муссируемой в республике неофициальной информацией о возможном снятии кандидатуры Хазрета Совмена. Но в этом случае Джаримов не получил желаемых гарантий Кремля. Федеральной власти адыгейские выборы были неинтересны, как мне кажется, потому что Адыгея является дотационным регионом, а с помощью финансовых потоков они смогут контролировать любого руководителя, вне зависимости от его личности и политических убеждений.

Чувствуя, что ситуация выходит из-под контроля государственного аппарата, штаб Джаримова действительно попытался снять с выборов заезжего золотопромышленника. 9 января 2002 года  Майкопский городской суд рассматривал жалобу Джаримова на Совмена  Представители Джаримова выдвинули 13 эпизодов якобы нарушений со стороны Совмена предвыборной агитации, причем имели место такие нарушения предвыборной агитации как попытки подкупа избирателей через обещание Совмена отремонтировать школу или закупить сельскохозяйственную технику, а также якобы неправильно указанный метраж собственной жилплощади, требуя на основании этого отказать ему в регистрации кандидатом в президенты. По замечанию председателя ЦИК Адыгеи Ивана Епинина, в избиркоме имеются замечания ко всем кандидатам, но никакого отношения к текущему судебному разбирательству республиканский ЦИК не имеет. Это свидетельствует о том, что федеральная власть не сделала ставку на Джаримова, поскольку самый мощный механизм воздействия федерального правительства на региональные выборы реализуется обычно через решения ЦИК.

Как бы там ни было, 10 января 2002 года суд оставил без удовлетворения жалобу Джаримова на Хазрета Совмена. Кстати опросы уже тогда показывали, что Хазрет Совмен пользуется поддержкой более чем у 50 процентов населения Адыгеи, в то время как нынешнего главу республики Джаримова поддерживают 16-18 процентов населения.

Состоявшиеся 13 января выборы принесли Хазрету Совмену победу уже в первом туре, нанеся Джаримову сокрушительное поражение.

В выборах приняли участие более 62% населения Республики Адыгеи. Из них за Хазрета Совмена проголосовали более 68% избирателей, принявших участие в голосовании. Главный адыгейский оппозиционер – лидер общественной организации «Союз славян Адыгеи»  Нина Коновалова получила 10.5%, а Аслан Джаримов заручился поддержкой около 10 % населения. Этот результат свидетельствует об опасных тенденциях в развитии адыгейского общества.

Что ждет Адыгею в будущем, сейчас сказать трудно. Однако некоторые прогнозы можно сделать, не углубляясь в политические устремления вновь избранного Президента Адыгеи.

Во-первых, Хазрет Совмен сильно потратился во время предвыборной кампании. Теперь он начнет возвращать вложенные средства. Так ведет себя любой предприниматель после успешно проведенной сделки. Остается только надеяться, что Адыгея не повторит печальный опыт Калмыкии, а ее население избежит еще большего рабства.

Учитывая кавказские традиции родоплеменного устройства элиты, следует ожидать переноса основного политического центра Адыгеи с востока на запад, из Кошехабля в Тахтамукай, на историческую территорию Хазрета Совмена. Это приведет к началу нового этапа так называемого «строительства дворцов» для новых правителей Адыгеи, что может служить фактором роста напряженности в обществе.

Выборы показали абсолютную некомпетентность администрации Аслана Джаримова, ее незнание происходящих в обществе процессов. Лично мне в этой связи не совсем понятно, зачем вообще ему понадобилось баллотироваться на третий срок, чтобы опозориться до такой степени.

Это очень печально еще и потому, что голосуя против Джаримова избиратели сознательно или бессознательно высказывали свое отношение к историческому развитию Адыгеи за последние десять лет. Комментируя результаты выборов, придется признать, что первое десятилетие восстановления адыгейской государственности не принесло населению Адыгеи ничего хорошего, причем это практически в равной степени можно отнести как к славянскому, так и к адыгскому населению Адыгеи.

Адыгея принадлежит к числу немногих на территории России мест, где цивилизация имеет очень богатую историю, и хотя первые десять лет современной адыгейской демократии не оправдали ожидания подавляющего большинства ее граждан, мы все еще верим и надеемся, что последующие десятилетия принесут более ощутимые плоды.

Адыгейский международный конгресс не был вполне удовлетворен политикой Аслана Джаримова, особенно в отношении зарубежной диаспоры, но мы считаем, что избрание Совмена может еще сильнее отдалить Адыгею от демократии, активизировав новые  механизмы межэтнической конфликтности. Как бы там ни было, при Джаримове многие кавказоведы отмечали Адыгею как самую стабильную республику Северного Кавказа.

Избиратели Адыгеи сделали свой выбор, результатами которого никто не вправе пренебрегать. Адыгейский международный конгресс не принимал активного участия в прошедших президентских выборах и готов к сотрудничеству с вновь избранным Президентом Адыгеи, но, как и ранее, мы намерены отстаивать существующие и способствовать созданию новых общественных институтов гражданского общества и правового государства на территории Республики Адыгея.

Переход на начало документа

 

3.      Итоги адыгейских выборов

Я неоднократно отмечал, что за последние годы в Адыгее вся общественная жизнь находилась под авторитарным контролем действующей администрации, демократические институты находились в зачаточном состоянии, и что в таких условиях Джаримов был практически обречен на победу. Поиск ответа на естественный в такой ситуации вопрос, почему же Аслан Алиевич Джаримов проиграл выборы, да еще столь сокрушительно, .составляет основную цель настоящего исследования.

К примеру, одновременно с выборами Президента Адыгеи, в тот же день, 13 января 2002 года, состоялись выборы Президента в соседней к Адыгее Кабардино-Балкарской Республике, принеся уверенную победу действующему Президенту Валерию Кокову, переизбранному так же на третий срок. Учитывая сходность политической, экономической и национально-этнической ситуации в соседних национально-государственных образованиях, следует признать, что действительный исход выборов в Адыгее вовсе не был предрешен объективными условиями жизни местных избирателей, а является следствием хорошо спланированной и умело проведенной предвыборной кампании.

Смена власти в результате выборов – естественный для любого демократического государства процесс, при условии демократического характера самих выборов, что в российских регионах вызывает серьезные опасения.

Наоборот, опыт последних лет показывает, что региональная власть может быть вполне сменяема, но только при определенных условиях, а именно, если прежний лидер не устраивает ни центральную власть, ни местных предпринимателей.

В данном случае, Аслан Джаримов смог консолидировать против себя все национальные группы и богатых людей внутри республики. Внедряемые им элементы возрождения адыгейской государственности, такие как принцип паритета при формировании адыгейского парламента, внедрение адыгейского языка, политическое противопоставление Республики Адыгея Краснодарскому краю, безусловно, были естественными шагами руководителя молодого национального государства, что соответствовало общим тенденциям развития российских регионов в 90-е годы прошлого столетия. Однако в республике, где титульное население составляет только 22% населения такая политика не могла принести популярности своим авторам. Далее, на фоне усиливавшихся националистических движений, среди которых самое заметное – возглавляемый Ниной Коноваловой «Союз славян Адыгеи», распространилась и поддерживалась долгие годы идея об Аслане Джаримове как о гаранте стабильности адыгейского общества, которая владела умами рядовых избирателей Адыгеи вплоть до начала нынешней предвыборной кампании.

Со сменой власти в Кремле постепенно изменился и характер отношений между региональной и центральными властями. Теперь Кремль требует от своих вассалов безоговорочного подчинения, сводя до минимума самостоятельность и возможный плюрализм взглядов региональных руководителей. Аслан Джаримов видимо не успел вовремя осознать это обстоятельство. Весной 2001 года на парламентском уровне разразился скандал из-за несоответствия российскому законодательству принципа паритета при выборах Государственного Совета Хасэ Республики Адыгея или требования обязательного владения адыгейским языком для кандидата в Президенты Республики Адыгея. Тогда адыгейское руководство одержало победу, все-таки проведя выборы Хасэ Адыгеи по старому закону без учета требований центральной власти. Кроме того, Джаримову приписывается ряд неосторожных высказываний в поддержку амбициозных позиций Президента Ингушетии Руслана Аушева. Все это в Москве не забыли и помогать Джаримову на третьих выборах не стали, обеспечивая условия для поражения на выборах остатков партийно-хозяйственной номенклатуры советского периода. Все остальное представлялось делом избирательных технологий.

Перенастроить избирателей против Джаримова оказалось несложно, учитывая, что экономическая ситуация в Республике Адыгея находится в состоянии глубокого застоя, вынуждая многих, в том числе и адыгов, покидать Адыгею в поисках работы. Таким образом, за прошедшее десятилетие руководство Адыгеи не оправдало ожиданий местных жителей и не принесло адыгейцам практически ничего, за исключением внешних атрибутов государственности. Кроме того, в современных российских условиях национальные движения приобретают все более взвешенный характер, так что угрозы межнационального вооруженного конфликта уже не воспринимаются с такой серьезностью, как раньше.

И наконец, в происходящем далеко не последнюю роль сыграл кавказский фактор. В кавказских традициях клановый характер формирования органов власти. Аслан Джаримов относится к кабардинскому, то есть не вполне адыгейскому, роду, который проживает на востоке Республики Адыгея, преимущественно в ауле Кошехабль, причем представители других кланов, в частности – шапсугов, а это – большинство проживающих в Адыгее этнических адыгов, практически не допускались к структурам власти. Понятно, что при такой форме организации власти в Республике Адыгея процветала коррупция, что на фоне крайней бедности большинства местного населения выглядело, по крайней мере, вызывающе. Все указанные факторы привели практически к согласию в адыгейском обществе относительно необходимости смены высшего руководителя Адыгеи.

На роль нового кандидата идеально подошел Хазрет Совмен – крупный предприниматель, золотопромышленник из Сибири. Х. Совмен принадлежит к клану шапсугов, имеет деловые связи по всему миру. В качестве предвыборной программы Совмена предлагалось привлекать инвестиции в сельское хозяйство и перерабатывающую промышленность, отмену национальных привилегий и курс на интеграцию Республики Адыгея в лоно политического и экономического пространства Российской Федерации. Местные предприниматели вовремя перешли на сторону Совмена, сделав тем самым заговор с целью смены власти в Адыгее легитимным действием на основе общественного согласия.

Вопрос о том, что ждет Адыгею в ближайшем будущем, во многом остается открытым. Понятно, что в ближайшие месяцы должна произойти кардинальная смена политической элиты Адыгеи – выходцев из Кошехабля заменит новая команда, состоящая преимущественно из земляков Совмена по аулу Тахтамукай, а также специалистов других этносов. Безусловно, будут предприниматься попытки реформировать экономику республики путем привлечения местных инвестиций. Говорить об успехе подобных проектов сложно, против них работают как неблагоприятная инвестиционная привлекательность Российской Федерации в целом, так и стремление местных жителей сохранить остатки советского строя. Ожидать быстрого улучшения жизни в Адыгее в этом смысле очень сложно.

В смысле прав и свобод человека и укрепления демократии нет оснований полагать, что ситуация изменится к лучшему.

Работы по восстановлению адыгейской государственности, скорее всего, будут замедлены. Есть даже предположение о том, что адыгейский язык потеряет статус государственного языка, а сама Адыгея будет ориентироваться на более тесные связи с Краснодарским краем, возможно  вплоть до возвращения под его юрисдикцию. Во всяком случае, искренне хочется верить, что две последние идеи появились в предвыборных речах Хазрета Совмена лишь для привлечения на свою сторону русскоязычных избирателей Адыгеи и не будет реализовано на практике. Хотя при отмене принципа паритета на адыгейской государственности, думаю, можно будет поставить точку. 

Так что следующего юбилея Адыгеи может и не быть вообще. Печально расставаться с иллюзиями революционных девяностых годов прошлого века, когда у народов Советского Союза появилась реальная возможность влиться в европейское и мировое сообщество передовых демократических государств. Но только немногие из них воспользовались историческим шансом.

Таким образом,  выборы в Адыгее повторили одну из наиболее опасных традиций российского общества новейшего времени. Манипулирование голосами избирателей стало нормой применения избирательных технологий, причем победа практически всегда гарантирована кандидатуре, поддерживаемой центральной властью. Суверенитет регионов превращается в формальность, а Российская Федерация – все больше превращается в унитарное автократическое государство псевдомонархического толка. Казавшиеся изжитыми имперские традиции России возрождаются с новой силой, причем происходит это намного быстрее, чем этого можно было бы ожидать.

© Albert Livelman, 2002, The International Congress of Adygeans

Переход на начало документа

 

 

© Albert Livelman Adygean International Congress 2001 - 2004
Альберт Ливельман Адыгейский международный конгресс
По всем вопросам обращайтесь по адресу
albert_liv@yahoo.com

Используются технологии uCoz