От лепешки до экстремизма – один шаг

В последнее время информационное пространство Адыгеи то и дело сотрясают слухи о возможном повторении нальчикского сценария развития событий в Майкопе. Причем истерия в СМИ нагнетается как «ответственными товарищами», занимающими различные посты, так и настораживающе таинственными предупреждениями ряда журналистов, с демоническими интонациями в голосе предупреждающими нас о готовящейся атаке.

В ряду подобных грязных информационных бомб, которые в очередной раз должны отравить умы граждан, посеять в них страх, панические настроения и недоверие к определенной социальной группе населения, стоит недавно опубликованная книга М. Б. Беджанова «Ислам – религия мира» и его же статья, опубликованная в «Советской Адыгее» под названием «Отвергнув ваххабизм, сохраним себе жизнь».

В упомянутых «работах» речь идет о людях, находящихся в системе духовных институтов Ислама, занимающих некое положение в исламской общине Адыгеи и о мнимых угрозах, которые они несут обществу. Подписываясь под своими трудами не иначе как Муратом-хаджи Беджановым, автор представляет читателю образец навета в классическом духе сталинизма.

Думается, нет необходимости в рамках данной публикации анализировать все содержимое книги и статьи, подробно останавливаться на персоналиях, которых оболгал Беджанов, но основные мысли автора нуждаются в особых комментариях. Данная статья не носит религиозного оттенка, поскольку полемизировать с человеком, имеющим крайне смутное представление об исламской религии и предмете, о котором он берется писать, бессмысленно. Попытаемся дать оценку «трудам» Беджанова с общечеловеческой позиции.

Итак, по словам не иначе как «хаджи», пользуясь неграмотностью и попустительством руководства Духовного управления мусульман Адыгеи, в республике буквально высадился десант религиозных экстремистов ваххабитского толка из числа адыгов-репатриантов, вернувшихся на историческую родину из стран Ближнего Востока. Термин «репатриант» у Беджанова носит явно ругательный характер.

Экстремизм репатриантов и им сочувствующих, по мнению «хаджи», сводится примерно к следующему:
1. Они предлагают не жарить лепешки (щэлям) на поминки (как принято у местных адыгов, согласно древнему этическому кодексу).
2. Предлагают не носить шляпы на похоронах и в знак траура (как это принято в Адыгее).
3. Предлагают ограничиться трехдневным трауром по усопшему (вместо бытующего у адыгов годичного).
4. Репатриант Фаиз Аутль сделал «неправильный» перевод Корана с арабского на адыгейский, и этот перевод раздают верующим.
5. Репатриант Наджмудин Абази «свил осиное гнездо „ваххабизма“» в г. Адыгейске, выгоняет стариков из мечети и т. д.

Давайте попробуем разобраться в сути претензий «хаджи» Беджанова. Начнем с главного – перевода Корана Аутлем, который, по словам критика, безграмотен. Допускаем. Но у Ф. Аутля высшее духовное образование, которого нет у его оппонента, и обвинения в адрес Аутля будут голословными до тех пор, пока факт искажений при переводе не подтвердит специально созданная для этого независимая комиссия, состоящая из теологов и филологов. До тех пор обвинения звучат как заведомая клевета.

Или, может, Аутль между строк аятов и сур вписал инструкцию по изготовлению «пояса шахида» или управлению «Боингом»? А может, призывы к насильственному изменению конституционного строя в России?

Теперь о деталях похоронного обряда. У адыгов он основан на смешении исламских, древних языческих и христианских ритуалов, и довольно существенно отличается от канонов Шариата. Это объясняется, с одной стороны, стойкостью элементов языческих верований у адыгов на исторической родине, а с другой – длительной эпохой антирелигиозной пропаганды (в которой, кстати, деятельнейшее участие принимал М. Б. Беджанов в должности идеологического работника) и гонений, вплоть до истребления, на верующих и служителей различных культов в годы Советской власти.

Главными «консультантами» в вопросах религиозных обрядов, в том числе похоронных, оставались бабушки, дедушки да малограмотные аульские так называемые «эфенди» и «муллы», перекраивавшие религию на свой лад. Но и за это им необходимо воздать дань уважения, поскольку именно они в те годы сохранили крохи Ислама, которые мы имеем сейчас.

Тем не менее, как это ни трагично, роль Ислама за годы Советской власти свелась исключительно к похоронам, таковой воспринимается и по сей день большею частью адыгов. В то же время, данная ситуация породила множество несовместимых с простотой Ислама инноваций, которые появлялись и исчезали буквально на глазах одного поколения, и в итоге местный вариант погребального обряда оказался весьма своеобразным.

В каноническом исламском варианте похоронного обряда не предусмотрены поминальные застолья, трапезы, приготовление пищи в доме усопшего, ношение траурной одежды отличного цвета, а срок траура ограничивается 3 днями для семьи и 4 месяцами 10 днями для жены усопшего. Безусловно, все это отличается от того, что практикуется в Адыгее в настоящий момент.

Но где же здесь экстремизм, приписываемый Беджановым сторонникам приведения обрядов, уходящих в глубокую древность, в соответствие с Исламом? Как известно, экстремизм лежит в сфере политики и предполагает борьбу с существующей властью насильственными и другими незаконными с точки зрения власти методами. В данном случае противостояние носит исключительно культурный характер и касается сугубо узкой религиозной проблемы – похоронного ритуала.

Кстати говоря, у адыгов это начало очередного этапа почти непрерывного процесса модернизации старых обычаев, в частности конкретного обряда, который никогда не являлся чем-то незыблемым и менялся от эпохи к эпохе весьма существенно. Еще в начале XIX веке в Черкессии на могиле убитого молнией устраивалось игрище с танцами, а в знак годовщины смерти знатного человека устраивали не только пышную тризну с обильным угощением, но и игрище со скачками и спортивными состязаниями, и все это тоже называлось Адыгэ хабзэ. Как свидетельствуют исторические источники, мусульманским просветителям в адыгской среде стоило немалых усилий искоренение этой практики.

Сейчас говорить о том, что упрощение похоронного обряда есть святотатство, а тем более экстремизм, – полный маразм. Большинству здравомыслящих адыгов ясно, что необходимо провести давно назревшую модернизацию наших чрезвычайно усложненных и весьма дорогостоящих ритуалов, приведение их в соответствие с простотой, которую несет Ислам. Однако мало кто решается сделать этот шаг первым, боясь осуждения общества.

В то же время смертность в Адыгее резко возросла в последнее время, а уровень благосостояния людей упал, в связи с чем становится крайне обременительным и непосильным для семей педантичное соблюдение похоронных ритуалов. Череда постоянных похорон, многократных поминок (на 7-й день, 40-й день и в годовщину), за которые так рьяно ратует уважаемый «хаджи» Беджанов, соблюдение длительных сроков траура изматывает всех – морально, физически, материально.

Дошло до того, что многие мужчины возят с собой в автомобиле пресловутую фетровую шляпу (крайне «адыгский» атрибут), так как в любой момент могут оказаться на траурной церемонии. Ситуация и вовсе становится критической, когда в одной семье за короткий срок не один, а двое-трое умерших.

В такой обстановке в последние годы произошла вынужденная частная модернизация ритуала: если раньше после похорон кормили всех пришедших и всем раздавали пакеты с едой, то теперь после похорон кормят только прибывших издалека и ближайших родственников, которые остаются с семьей покойного, что, кстати, согласуется с нормами Ислама.

А ведь еще в недавнем прошлом у адыгов было принято снимать все тяготы похорон с семьи умершего – этим занимались соседи. К сожалению, хорошие традиции забываются и уходят в прошлое, а остаются пустые формальные обряды с туманным смыслом, свято охраняемые адептами вроде Беджанова и всевозможными эфендиями и муллами, для которых эти обряды – неиссякаемый источник дохода.

Мы, местные адыги, свыклись с этими причудами, но когда к нам стали возвращаться адыги-репатрианты, стало очевидно, что многие из укоренившихся у нас обрядов отсутствуют у адыгской диаспоры за рубежом. В частности, похоронный обряд у них в условиях жизни мусульманской среды лишился языческой и христианской составляющих.

Часть адыгов-репатриантов, имевших религиозное образование, стали проводить просветительскую работу среди местных адыгов, предлагая упростить некоторые обряды, в частности, похороны, мотивируя это тем, что их пышность и длительность, согласно Исламу, никак не отражается на покойном, а живых ввергает в неоправданные тяготы и заботы. Особенно удивляло их то, что основная тяжесть этих мероприятий падает на аульских женщин, измученных приготовлением еды, ночными бдениями.

Однако люди, сделавшие религию бизнесом, большая часть которых стала притчей во языцех в своих аулах по причине их безграмотности, невежества, всевозможных пороков, по Беджанову – хранители «традиционных исламских ценностей». Конечно, такие «авторитеты» будут насмерть стоять на своем и бороться с кем угодно, навешивая любые ярлыки.

А теперь о самом главном с точки зрения Беджанова – о шляпах, запрет на ношение которых является, по словам Мурата-хаджи, одним из главных признаков ваххабизма. Мода на шляпы была привнесена в адыгскую среду советскими партийными работниками. Сама шляпа являлась в свое время знаком принадлежности к касте партократов и символом престижности положения ее носителя в обществе. Видимо, этим и объясняется ностальгия товарища Беджанова по этому гордому предмету маскарада партийных вождей, по строю, канувшему в вечность.

Под напором культурной ассимиляции, в результате близости к Краснодару на похоронах в большинстве бжедугских и шапсугских аулов Адыгеи головной убор как непременный атрибут похорон стал исчезать еще в 70-х годах XX века. Представители мусульманских организаций Адыгеи, пытавшиеся искоренить ношение шляп, мотивировали свои действия сходством похорон с партийными собраниями и митингами советской безбожной эпохи, ссылаясь на отсутствие в Исламе императива на ношение головных уборов на похоронах.

Прошу заметить, речь Беджанов ведет не о традиционном адыгском головном уборе – папахе, а именно о шляпах. По Беджанову, это неотъемлемая часть образа адыгского мужчины.

Возвращаясь к «самому святому», по мнению Беджанова, для адыгов, заметим, что таковым является совесть (напэ) и честь (нэмыс), а вовсе не шляпа. А для хаджи-Беджанова, как оказалось, все дело в шляпе.

Но не только в ней, а и в щэляме (адыгской лепешке) тоже. Помнится, в своей «книге» Беджанов отнес к признаку ваххабизма предложение не жарить лепешки в знак поминовения по усопшему. Проясним ситуацию. Дело в том, что по древним языческим адыгским поверьям, души умерших кормятся запахом жареных лепешек и довольствуются тем, что их поминают таким образом.

Как видим, с Исламом, который не приемлет ничего языческого, это ничего общего не имеет. Но, видимо, адыгейские старушки, а в такт им и товарищ Беджанов, думают иначе. Кстати, некоторые бабушки на полном серьезе утверждают, что поминальный щэлям нельзя жарить, делая в нем дырочки (надрезы), другие говорят, что щэлям нужно есть, не отрывая от него кусочки, а непременно откусывая от целого.

И теперь, с легкой руки профессора (еще одно громкое звание, наряду с хаджи) Беджанова, правоохранительные органы будут точно знать, где искать экстремистов. Там, где не жарят щэлям или жарят мало, – точно окопались ваххабиты.

Со стороны вся эта возня вокруг шляп и щэляма выглядит смешной и несущественной, не правда ли? К тому же сильно напоминает сюжет из сказки Дж. Свифта «Путешествие Гулливера», в которой идет речь о конфликте двух королевств – тупоконечников и остроконечников, суть которого состояла в споре, с какой стороны разбивать вареное яйцо – с тупого или острого.

Но проблема, конечно, существует, правда, не в области политики, а в области культуры и религии – и ее необходимо решать методом просвещения населения, дискуссий. Но кто ее будет вести, если на местном официальном мусульманском духовенстве и адыгах-репатриантах с легкой подачи товарища Беджанова появилось клеймо «ваххабисты и экстремисты», что в условиях исламофобии, царящей в нашем обществе, может быстро перевести внутрикультурную дискуссию к повальным гонениям на всех верующих мусульман, что и происходит в соседних республиках.

Книга Беджанова огромным тиражом разошлась по всем властным структурам республики как своего рода пособие, сам автор читает лекции в правоохранительных органах республики, где он в красочной форме расписывает угрозу ваххабизма в Адыгее и его личное участие в борьбе с ней, предлагает «выжигать на ранних стадиях опухоль каленым железом». Фактически Беджанов призывает государственную власть к тотальному контролю религии и уничтожению верующих, тотальной регламентации религиозной жизни мусульман государством. Все это мы уже проходили в недавнем прошлом, которое может повториться при подобном течении событий.

Уже сейчас имеет место избиение прихожан Соборной мечети г. Майкопа сотрудниками правоохранительных органов, которые, сильно не вникая, услышав угрожающее слово «ваххабизм», принялись ревностно выявлять его приверженцев и бороться с ними. Совсем недавно усилиями администрации была закрыта мечеть в г. Адыгейске, где ранее был проведен обыск силами местного РОВД. Был задержан и впоследствии доставлен в РУБОП МВД РА имам мечети г. Адыгейска Абазии Наджмудин, в доме которого также провели обыск, причем обыскивали и его беременную жену.

В мечетях Теучежского и Тахтамукайского районов Адыгеи, которые более или менее регулярно посещают молодые верующие, стали регулярно приезжать с непонятными проверками сотрудники милиции – выяснять, кто ваххабит, а кто нет.

Подобного рода силовые акции начались сразу после трагических событий в г. Нальчике, имевших место в октябре 2005 г. и были подогреты публикациями товарища-«хаджи» Беджанова, который, видимо, почуяв кровь, решил издать свою книгу на волне «интереса» к теме.

Уважаемый «хаджи» Беджанов сумел выявить целую сеть экстремистов, окопавшуюся в нашей мирной республике. Как же ее проглядели аналитические службы ФСБ? Но не надо быть гением контрразведки, достаточно зорко вглядеться в толпу и заметить, где носят шляпы, а где нет; понюхать воздух – жарят щэлям или нет – и тут же выявить, пользуясь терминологией Беджанова, «осиное гнездо» ваххабитов и их пособников.

Чувствуется, что годы на партийно-идеологическом фронте номенклатурной работы в обкоме КПСС в качестве инструктора по делам антирелигиозной пропаганды не прошли для него даром. Словосочетания, употребляемые Беджановым, словно сошли со страниц протоколов судов эпохи сталинских репрессий по сфабрикованным обвинениям в отношении священнослужителей.

Подписываясь под своими трудами не иначе как Муратом-хаджи Беджановым, он пытается ввести в заблуждение читателя значимостью термина «хаджи», наличием у него религиозных знаний и осведомленности в предмете темы. Между тем, сам Беджанов, используя бренд «хаджи», абсолютно далек от понимания сути Ислама, не говоря о соблюдении исламских норм, мечеть не посещает, даже по пятницам и праздникам, да и, надо сказать, не прочь пропустить стаканчик-другой на банкетах. Видимо из турпоездки в Саудовскую Аравию товарищ Беджанов извлек только одну-единственную выгоду – нарекаться «саном» хаджи, им же себе и присвоенным.

Книгу и статью товарища-хаджи Беджанова роднят фальсификации, основанные на безграмотности и невежестве, свойственных как автору, так и обывателю, на которого они рассчитаны. Но в то же время автор рассчитывает и на дивиденды для себя лично под прикрытием благочестивого радения за интересы общества. Внешне все обставлено благими намерениями (которыми выложена дорога известно куда), однако объективно его труды дискредитируют мусульман Республики Адыгея, даже «официальное духовенство» в глазах представителей иных конфессий, властных структур и просто сограждан.

Так что же реально стоит за термином «ваххабизм», к которому всей душой и телом прикипел товарищ-хаджи Беджанов? В России, несмотря на то что термин «ваххабизм» законодательно не определен, под ним понимают политический экстремизм и сепаратизм, направленный на изменение конституционного строя на основе исламской религиозной доктрины.

Напрашивается смешной вопрос, каким образом отсутствие головного убора и кулинарных изысков на похоронах прямиком ведут к подрыву конституционного строя России? С еще большим успехом призыв к свержению существующего строя можно обнаружить в одной из книг Библии «Апокалипсис», где речь идет об установлении Царства Божьего на земле. Получается, законно избранные правительства государств будут свергнуты посредством прихода Мессии в лице Иисуса?

Кстати, его борьбу с антихристом при желании можно уподобить выступлению антиправительственных сил, которые с помощью молний реализовали террористический акт. Указанный эпизод присутствует и в исламской традиции. Для обывателя звучит как бред, не правда ли? Но к этому бреду можно притянуть и статьи уголовного кодекса, касающиеся создания незаконных вооруженных формирований (в составе Иисуса Христа и архангелов), терроризм, убийства и т. д.

Примерно в таком же ключе пытается формировать общественное мнение и позицию властных структур товарищ-хаджи Беджанов, по словам которого, от не приготовленного для похорон щэляма  до фанатизма – один шаг.

Кстати, слово «фанатик» Беджанов в тексте своей книги употребляет в форме «фанат», между тем, как всем известно, под словом «фанат» понимаются особенно рьяные футбольные болельщики и поклонники эстрадных звезд, а совсем не то, что, видимо, хотел сказать наш горе-профессор. И это далеко не единственный ляп в его трудах.

Так, он совершенно вольно, «со знанием дела» заявляет, ссылаясь на Хан-Гирея, автора первой половины XIX в., что семена ваххабизма были посеяны среди адыгов еще в XIX веке во время Кавказской войны. Как это ни удивительно, но и здесь неуемная фантазия товарища-хаджи не находит исторического подтверждения, поскольку ни на одной из страниц произведений Хан-Гирея мы не найдем ни термина «ваххабизм», ни иных «измов». Видимо, хаджи-товарищ-профессор перепутал термины «ваххабизм» и «мюридизм». Последний термин означает облеченную в религиозную форму идеологическую основу борьбы горцев Северного Кавказа против колониальной политики царизма за свою независимость.

Оценку данному явлению как мощному фактору борьбы за независимость дали многие европейские и отечественные историки разных периодов. А вот прочитав книги Беджанова, можно подумать, что в горах Черкессии в XIX веке существовали тренировочные лагеря Аль-Каиды, а Бин Ладен прятался не в горах Тора-Бора, а на Лагонаках.

Но, как с радостью пишет товарищ-хаджа Беджанов, этим планам не удалось сбыться, царизм победил! Браво, профессор, радоваться есть чему: сотням тысяч убитых, заморенных голодом и утопленным в Черном море соотечественникам... Дела прошлые скажут иные. Но куда нас ведет своими проповедями о «чистой вере» предков Беджанов и такие, как он, становится очевидно.

По Беджанову, если в Адыгее нет экстремизма, то его следует выдумать, последствия его не волнуют, да что ими голову забивать на склоне лет. И еще раз браво, профессор! С вашей легкой подачи преследования и гонения на верующих уже начались.

Ваши последователи из правоохранительных органов, проводивших задержание верующих мечети города Майкопа, обыска в мечети г. Адыгейска, п. Новая Адыгея пошли дальше: в качестве довода в принадлежности задержанных к «ваххабизму» они предъявили бритые подмышки, удаление лобковых волос, наличие обрезания. Так что, сограждане, опасайтесь соблюдать нормы гигиены и следить за собой, а то и вам достанется!

Для справки: не будучи мусульманами, еще в XV веке адыги тщательно брили подмышки и лобковые волосы. Читайте книжки, товарищ-хаджи.

Все вышеизложенное указывает на то, как с подачи одного безграмотного человека с непомерными амбициями, присвоившего себе моральное право навешивать на людей ярлыки и при этом рядиться в тогу спасителя народа, в Адыгее разворачивается небывалая антиисламская компания под флагом борьбы с «вирусом экстремизма».

В завершение надеемся на благоразумие наших соотечественников, на отсутствие у них желания вступить снова в воду репрессий и наветов, идя на поводу у провокаторов вроде нашего уважаемого товарища-хаджи-профессора Беджанова.

Абдуллах (Петр) Семенов, черкес, Краснодар

Источник - исламский независимый информационный канал ISLAM.RU

 

© Albert Livelman Adygean International Congress 2001 - 2005
Альберт Ливельман Адыгейский международный конгресс
По всем вопросам обращайтесь по адресу albert_liv@yahoo.com

Используются технологии uCoz